про цвет пурпура - 5

Oct 07, 2017 23:01



Still Life with Fruit and Oysters, Abraham Mignon, 1660 - 1679
Rm

Что можно сказать по поводу уже изученного?
Природно-минеральная киноварь, источник красной краски, получаемая путем перетирания камней в пыль и нерастворимая в обычных жидкостях, использовалась несколько тысяч лет вплоть до 19 века (по некоторым источникам). Получение искусственой киновари путем разложения минерала на ртуть и серу и дальнейшего соединения их обратно было изобретено то ли в 3 веке до нэ, то ли в 8 нэ, то ли в 12, но точно к 15-му. Происходящие при этом с HgS химические процессы впечатляли присутствующих одинаково на разных концах планеты, вплоть до генерации божественно-философских учений типа Дао и алхимии, с упором в бессмертие.
Краска, именуемая киноварь, несколько сотен лет имела параллельное название вермильон, а с 17 века только его, этимологию этого названия выводят из слова червяк, который не червяк, а червец, вид насекомой тли, прописанной везде как Kermes vermilio, получивший это имя в латинской классификации в 1864 году, но известный еще с древнеримских времен, когда он служил источником красной и пурпурной краски, будучи растворимым в воде и пригодным по этой причине для легкого использования, в отличие от нерастворимой киновари. Несмотря на эту многовековую известность, сложность с его научным определением продолжалась довольно долго и еше на рубеже 19-20 веков латинским именем его было Coccus ilicis, не имевшее ничего общего к Kermes vermilio, а кермес в русских словарях в это же время означало сушеную кошениль.
И где-то в параллельной вселенной живет пурпурный краситель, названный по имени ракушки (из которой его добывали в количестве 1 г. из стапятисот тыщ выловленных моллюсков, но накопленных во времена Александра-зе-грейт в размере нескольких тонн в местах, вроде бы удаленных от средиземья), которая так не называлась до 1835 года, да и тогда так была названа американская ракушка, а этимология слова пурпур просто неизвестна.

Порядком утомилась, погрузившись в ботанику с насекомоведением, потому отвлекусь опять на источники.



Помимо месиканской кактусовой кошенили, умоминаются еще польская и армянская, живущие на корнях травянистых растений. Армянская известна с древности и вроде бы даже до сих пор сохранились участки земли, где она еще живет, а польская известна с несколько более поздних времен и непонятно, выжила ли она там. Причем это насекомое изначально водилось "повсюду в Палеарктике и было признано через Евразию, из Франции и Англии в Китай, но в основном это было в Центральной Европе, где оно было достаточно распространено, чтобы сделать его промышленное использование экономически жизнеспособным."
Вики сообщают о больших объемах импорта польской кошенили по всей Европе в 15-16 вв., включая Армению (!), вплоть до 1534 года, когда ее внезапно сменила мексиканка. Но "С разделом Польши в конце 18-го века огромные рынки в России и Центральной Азии открылись для польской кошенили, которая снова стала экспортным продуктом - на этот раз на Восток. В 19 веке Бухара, Узбекистан, стала главным польским кошенильским торговым центром в Центральной Азии; оттуда краска была отправлена ​​в Кашгар в Синьцзяне, а в Кабуле и Герате - в Афганистан."

Странно, куда же делась краска из Америки??

Польскую кошениль первым научно описал польский же ученый священник, Марцин из Ужендова (ок. 1500-1573). Марцин закончил краковско-ягеллонский универ, поработал там преподавателем физики, математики, логики и философии, стал главой Малого колледжа, потом был назначен деканом, одновременно рукоположен в священники и отправился обучаться в Падуе, где получил степень доктора медицины, объехал пол-Европы, вернулся домой и стал "пастором в Урзудовском приходе" и в соседнем. Лет пятнадцать своей жизни посвятил созданию "Herbarz polski, to iest o przyrodzeniu zioł y drzew rozmaitych, y innych rzeczy do lekarztw należących (Polish Herbal, or Of the Complexion of Various Herbs and Trees, and Other Things of which Medicines Comprise)", изданном, что показательно, через двадцать лет после его смерти и никогда более не переиздававшемся (по крайней мере, я не встретила упоминаний про это), и про которую сообщалось в 1888 году (Testament z roku 1573, ogł. J. Rostafiński "Nasza literatura botaniczna XVI w.", Pamiętniki AU Wydział Matematyczno-Przyrodniczy, t. 14 (1888) i odb., s. 54-56.).
Не знаю, может, польские редакторы вики просто поленились привести промежуточные даты, но то, что есть, оставляет крайне недвусмысленное впечатление.

Было еще два исследователя 17 века, вроде бы писавших про польскую кошениль, но я поинтересовалась последним упомянутым до 1934 года, неким Johann Philipp Breyne (1680-1764), "German botanist, palaeontologist, zoologist and entomologist. He is best known for his work on the Polish cochineal (Porphyrophora polonica)".
Окончил Лейденский университет, стал доктором медицины в 1699, через три года отправился учиться в Англию, стал там практически сразу членом Королевского общества, поездил по Европе, потом вернулся в родной Данцинг, женился, работал врачом, разводил экзотические растения и его даже посетил в 1716 году Петр-1-В.
Первую краткую работу про Порфирофорную полоницу он издал в 1705, "которую он сделал на испанском побережье недалеко от Валенсии". (???)
Большую работу про то же самое опубликовал в 1731, а в 1737 "Вместе с Гансом Слоаном он опубликовал работу, посвященную мамонтовым костям, раскопанному в Сибири", но это уже к слову.
На сайте Королевского общества числятся три его работы

'Historia naturalis Cocci Radicum Tinctorii quod Polonicum vulgo audit' by J P Breynius, nd, Published at Gdansk in 1731, кратко охарактеризованная как "History of the use of crocus",
доклад про насекомое в янтаре, прочитанный в 1726 году и
'Dissertatiuncula de Agno vegetabili Scythico Borametz vulgo' by John Philip Breynius, прочитанная в 1725 году, с аннотацией "Account of a plant and whether it was 'vegetable animal' - that the body of a plant was covered in moss with roots (four legs) which made it resemble a lamb" (Учет растения и было ли это «растительным животным» - что тело растения было покрыто мхом корнями (четыре ноги), что сделало его похожим на ягненка))

Занятно, да.

Ну и если кому интересно, можно почитать выдержки из доклада на какой-то конференции про научные исследования. Румынские, правда, но весьма интересные.
Исторические сведения из введения, а таблица результатов сюда не влезает, увы.
Цифры в тексте - ссылки на библиографические источники, лень было удалять.
Номер 1 в источниках - Cardon, Dominique (2007). Natural Dyes: Sources, Tradition, Technology and Science. London, United Kingdom: Archetype Books. ISBN 978-1-904982-00-5. English translation by Caroline Higgitt of Cardon's French-language book Le monde des teintures naturelles (Éditions Belin, Paris, 2003).

Биологические источники, содержащие антрахиноновые красители растительного и животного происхождения, использовались для крашения текстиля с древних времен. Первоначально доступный только местный, более поздний объект торговли, различные виды были использованы в различных районах мира в разные исторические периоды. Более того, предпочтение некоторым биологическим источникам также зависит от стоимости, назначения и технологии изготовления объектов, которые должны быть созданы. С 1997 года изучается большое количество текстиля из румынских музейных коллекций с целью выявления природных красителей и их биологических источников. Анализ сначала проводили с помощью жидкостной хроматографии с детектированием диодного массива (LC-DAD), а в последнее время жидкостной хроматографией с масс-спектрометрическим детектированием (LC-MS). Антрахиноны растительного происхождения, такие как Rubia tinctorum L. (madder), а также от насекомых-насекомых: Kerria lacca Kerr (лак-краситель), Dactylopis coccus Costa (мексиканская кошениль), Porphyrophora hamelii Brandt (армянское карминовое красное насекомое), порфирофора Polonica L. (Karmes vermilio Planchon (kermes)) были идентифицированы в различных текстильных изделиях XV-XX в. и в волокнах с уплотненными волокнами в документах 15-16 вв. В настоящем документе представлены процедуры, используемые при идентификации вышеупомянутых биологических источников, основанные на использовании масс-спектрометра с ионной ловушкой в ​​качестве ЖК-детектора. Предпочтения для некоторых биологических источников обсуждаются в соответствии с технологией текстильного производства, периодом и происхождением.

Красители на основе антракиона являются одними из самых старых биологических источников, используемых для текстильного окрашивания. Rubia tinctorum L. (madder) использовался в Древнем Египте (не ранее 1350 г. до н.э.), в Месопотамии, в греческие и римские времена, в Индии и прилегающих странах, а также на Ближнем Востоке и в Европе. 1 Другие Rubiaceae, такие как Rubia peregrina L. (дикая марена), Rubia cordifolia L. (индийский мадер или мунджет), Galium verum L. (lady’s bedstraw), Relbunium hypocarpium L. (relbún) были использованы в различных частях мира. 1,2 Использование этих растений в текстильном окрашивании также подтверждено в научных исследованиях. 2-8 Широкое использование растений Rubiaceae можно объяснить разнообразием оттенков, которые они могут производить - от оранжево-красного до розового, фиолетового и коричневого - из-за большого количества компонентов красителя, содержащихся на одном и том же растении, и способности красителя к в сочетании с несколькими металлическими протравами.

Более того, многие из этих растений широко распространены по всему миру и доступны как местные, ценные источники красителей для разных цивилизаций. Несмотря на меньшую важность по сравнению с Rubiaceae, в текстильном окрашивании также использовались другие растения на основе антрахинона, такие как Rheum, Rumex и Rhamnus. 1,2 Красители для насекомых также сыграли заметную роль в текстильном окрашивании. Оригинал в Средиземноморском бассейне, где он может быть найден как паразит на дубе кермеса (Quercus coccifera L.), Kermes vermilio Planchon. (kermes) был использован культурами на берегах Средиземного моря с доисторических времен. Позже он стал объектом торговли, обменивающимся с различными частями мира. 1 Его признание как дорогостоящего и драгоценного красителя достигло кульминации (culminated) в 1464 году, когда Папа Павел II решил, что кардинальные одежды должны быть окрашены kermes. Он быстро сократился во второй половине XVI в., Когда кошениль стал доступен из Нового Света. Kerria lacca Kerr. (лак-краситель) известен и используется в Индии и Китае, в основном для окрашивания шелка, шерсти и кашемира. 1 Лак-краситель был идентифицирован в текстильных изделиях из Пальмиры 9, а также в различных текстильных изделиях из Малой Азии. 10,11 Это редко встречается в европейских средневековых шелках, вероятно, из-за правил, ограничивающих его использование. 1 Существует два рода carminic acid, содержащих насекомых, которые живут как паразиты на растениях в разных частях мира: виды Porhyrophora, которые могут быть найдены в Европе и Азии и Дактилопиус, в Северной и Южной Америке. Porhyrophora polonica L. (польская кошениль, предпочтительно называемая насекомым из красно-красной окраски по-польски) и Porhyrophora hamelii Brandt (армянская кошениль, предпочтительно называемая насекомым-красно-красновато-коричневым насекомым) в основном обсуждаются в отношении исторического текстиля. Согласно современным знаниям, другие виды Porhyrophora также известны и используются, продаются как заменители вышеуказанных и даже смешанных с ними. 1 Идентификация польских и армянских красок для окрашивания красящих красок и их отличия от мексиканской кошенили (Dactylopius coccus Costa) в текстильных изделиях, представляющих исторический интерес, стали возможными благодаря методу, разработанному Wouters и Vercheken. 12,13 Исходя из этого метода, смесь польского карминового красящего насекомого с кермесами можно было идентифицировать в трех флорентийских borders с 14-15 вв. 14 Польское карминово окрашивающее насекомое также идентифицировалось тонкослойной хроматографией в различных текстильных изделиях из западноевропейских коллекций (1450-1600 гг.), А также в венгерской вышивке с XVII-XVIII вв. 8,15 Porhyrophora hamelii Brandt (армянское карминовое окрасочное насекомое) была идентифицирована в коптском текстиле (3-10 в.), В кашемировой ткани, используемой в сасанидском кафтане (6-7 в), а также в османских тканях, таких как velvets and lampas (15-17 в). 16-18 Dactylopius coccus Costa (мексиканская кошениль), главный соответствующий представитель рода Дактилопиус, был известен и использовался доколумбовыми цивилизациями в Америке. Однако, согласно аналитическим исследованиям, проведенным Wouters и Rosario-Chirinos, это, возможно, не было широко распространено до третьего века. 3 После открытия Нового Света мексиканская кошениль очень быстро импортировалась и использовалась в Европе, и вскоре она преобладала над всеми доступными на месте насекомыми-красителями. 2 Он был идентифицирован в различных текстильных изделиях в европейских коллекциях, начиная с третьей четверти XVI в. 1,2,14,18-20. С аналитической точки зрения полезный анализ красителей, содержащих антрахинон, начался с применения тонкослойной хроматографии в конце 1960-х годов.
http://www.morana-rtd.com/e-preservationscience/2012/Petroviciu-29-02-2012.pdf

чтение с интересом, вещи, слова, история, искусство, цивилизация

Previous post Next post
Up