про Мартина Ш. из Кольмара

Jan 11, 2018 00:44



Martin Schongauer, Madonna in Rose Garden.
Madonna of Humility in Dominicains's church on place des Dominicains in Colmar (Haut-Rhin, France).

Это самая известная картина Мартина Шонгауэра, некоторые даже считают ее лучшей немецкой картиной всех времен, правда, это утверждает вики-фр.
Она теперь находится в доминиканском соборе Кольмара и опять же некоторые считают, что для него она и создавалась. Но другие утверждают, что не для собора, а для монастырской церкви, а немецкая В.  сообщает, что это "единственная (не лично) датированная картина (1473 г.), оригинальное местоположение которой неизвестно".
В соборе, кстати, висит листок с информацией, где говорится, что картина была украдена в 1972 году и найдена случайно через год в Лионе.



De Heilige Michael en de draak, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm
Картин Мартина вообще осталось мало, но много гравюр, и вот эта картинка уже некоторым знакома).



Биография Мартина-краавчика не очень богата подробностями, хотя и поподробнее, чем у Спеца-коллекционера, например.
Занятно, что ЭСБЕ на рубеже 19-20 веков считала, что Мартин умер в 1488 году в Кольмаре, но современные сведения уже другие.

"Шонгауер (Мартин Schongauer) - древненемецкий живописец и гравер, прозванный за красоту своих произведений «Прекрасным Мартином» (Martin Shön или Hipsch Martin, у итальянцев Bel Martino). Род. около 1450 г., по всей вероятности в Кольмаре; образовался во Фландрии под влиянием Рогира ван дер Вейдена, работал преимущественно в Кольмаре и умер там 2 февраля 1488 г. Картин этого художника дошло до нас очень немного. Самая замечательная из них, «Мадонна в беседке роз», находится в кольмарской церкви св. Мартина. Несомненно, Ш. принадлежит также хранящийся в кольмарском музее складень, на внешней стороне которого изображено, в фигурах натуральной величины, благовещение, а на внутренней стороне Богоматерь, поклоняющаяся Младенцу-Христу, и св. Антоний с заказчиком этой иконы. Почти с полной достоверностью приписываются ему два «Св. Семейства», одно в мюнхенской Старой пинакотеке, а другое в Венском музее. Все эти картины сильно отзываются направлением фландрской школы, но в отношении деликатности исполнения уступают работам ее главных представителей. Гораздо более выгодное понятие о таланте Ш. дают его гравюры, которых насчитывается до 117. Они свидетельствуют, что это был первый в Германии значительный мастер, владевший резцом с уверенностью и удивительной свободой, умевший преодолевать все технические трудности и внятно передававший свои прочувствованные, благородные, иногда даже величественные композиции; особенно хороши по типам и экспрессии его идеальные головы. В своих эстампах он изображал не одни только религиозные сюжеты, но также жанровые сцены, животных, орнаменты и т. п.
Ср. A. von Wurzbach, «Martin Schongauer» (В., 1880) и D. Burckhardt, «Die Schule M. Schongauers am Oberrhein» (Базель, 1888)."

"Martin Schongauer (c. 1445, Colmar - 2 February 1491, Breisach), also known as Martin Schön ("Martin beautiful") or Hübsch Martin ("pretty Martin") by his contemporaries, was an Alsatian engraver and painter. He was the most important printmaker north of the Alps before Albrecht Dürer."

Как художник, Шонгауэр был последователем, благодаря своему вероятному наставнику Каспару Исенману, фламандского художника Рогира ван дер Вейдена, и его редкие существующие картины очень напоминают, как в блеске цвета, так и в изысканной мелочности исполнения, лучшие работы его современников во Фландрии.
Основной работой в жизни Шонгауэра было производство большого количества красивых гравюр, которые в основном продавались не только в Германии, но и в Италии и даже в Англии и Испании. Вазари говорит, что Микеланджело скопировал одну из своих гравюр в «Испытание Святого Антония». Его стиль не показывает никакого следа итальянского влияния, но очень четкой и организованной готики.
Сто шестнадцать гравюр, как правило, признаются выполнеными его рукой, и поскольку некоторые из них известны только из одного отпечатка, возможно, были другие, которые теперь потеряны. Многие plates его учеников, как и его собственные, подписаны, M † S, как и многие экземпляры, вероятно, художниками, не имеющими связи с ним.
Шонгауэр создал в Кольмаре очень важную школу гравюры, из которой росли «Маленькие мастера» следующего поколения, а также большая группа художников в Нюрнберге.
Он установил систему отображения объема с помощью перекрестного штрихования (линии в двух направлениях), который был далее разработан Дюрером, и был первым гравером, который изгибал параллельные линии, возможно, вращая пластину против устойчивого резца (burin). Он также разработал технику резьбы (burin technique), производящую более глубокие линии на пластине, а это означало, что до того, как пластинка будет изношена, можно будет сделать больше отпечатков.



Wapenschilden met een haan en de poot van een griffioen, vastgehouden door een oosterling, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm
Это тоже должно быть уже знакомо.



De aanbidding der koningen, Martin Schongauer, 1470 - 1482
Rm
Такая картина есть в музее-под-липами.



De Heilige Joris en de draak, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm



Portret van vrouw met V-vormige bourrelet op het hoofd, Wenceslaus Hollar, after Martin Schongauer, 1646
Rm
Тут вот нет мартиновского значка, но есть надпись широко известного Холлара, а джентльменам принято верить на слово)



De maagd Maria, Martin Schongauer, c. 1485 - c. 1490
Rm



Apostel Jakobus de Meerdere, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm
Особенность мартиновского и кольмарского? - стиля, на мой непросвещенный взгляд является наличие кучи верхней одежды и босые ноги.
Еще я не понимаю - картины делались по гравюрам или гравюры по картинам? А иногда и по дереву резали то же самое. Вообще очень удобно, да.



Heilige Antonius, Martin Schongauer, 1564
Kopie in spiegelbeeld naar een prent van Schongauer. Klinkert, C.
Rm
Ну вот кто-то сделал копию как бы, поставил что-то типа подписи и дату. (Дату нужно обязательно вырезать, а как же). Получается плагиатор, что ли? (Про циничные предположения промолчу по обыкновению)
А посох у Антония что-то не виде Тау почему-то. Или это такое двойное тау? Или это другой Антоний? Непонятно.



De Heilige Christoffel draagt het Christuskind, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm



Saint George Slaying the Dragon, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Как и многие другие известные граверы, Шонгауэр научился рисовать и гравировать в мастерской ювелира. Этот отпечаток также возможен, как выполненный из драгоценного металла, например, как украшение колодца плиты (decoration of the well of a plate). Здесь Шонгауэр изображает момент, когда Джордж поднимает свой меч, чтобы нанести смертельный удар монстру. Его глаза широко открыты, дракон ждет своей судьбы.
Rm
У этой картинки на голландском сайте есть английское описание. Тут именно оно приведено.



Johannes de Doper, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm
Иоанн Креститель тоже имеет кольмарскую особенность - плащ поверх звериных шкур.



Johannes de Evangelist op Patmos, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm



Heilige Catharina van Alexandrië, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm



Christus zegent Maria, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm



De derde wijze maagd, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm
Глупые и умные девы весьма популярны в Эльзасе почему-то.
Занятная конструкция лампы, никогда не видела, ну или внимания не обращала.



De eerste dwaze maagd, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm



Een dwaze maagd (halffiguur), Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm



De griffioen, Martin Schongauer, 1500 - 1550
print maker: anonymous, Germany (possibly)
Зеркальная копия после печати Мартина Шонгауэра. Klinkert, C.
Rm



Wapenschilden met een haas en een moor, vastgehouden door een wildeman, Martin Schongauer, 1470 - 1490
Rm
(een moor г-переводит с нидерландского как болото, а moor - как причалить (оригинал - английский). Английское существительное - вересковая пустошь, болото, торфянник).



De engel Gabriël, Martin Schongauer, c. 1485 - c. 1490
Rm



Virgin and Child on a Crescent. 15th century
Provenance: Hermann Weber, (L. 1383), sale 17 Sept. 1855 et seq., 1855. Francis Calley Gray, bequest to nephew, 1856. William Gray, gift to Harvard University, 1857.



Martin Schongauer. The Holy Family
Alte Pinakothek



Martin Schongauer. The Holy Family
Kunsthistorisches Museum
Object history: Sammlung Joseph Daniel Böhm, Wien; 1865 erworben



attributed to Hans Burgkmair the Elder (1473-1531)
Portrait of Martin Schongauer. 1453 or 1483 and circa 1518
Perhaps a copy of a lost portrait of 1453 or 1483 or a later by Burgkmair (ca. 1518) revised original by (possibly) the Master of Ulrich Legend
Alte Pinakothek

Портрет Мартина, приписываемый Хансу Бургмайру, хотя и с какими-то сложностями.
Оказывается, этот Ханс некоторым тоже должен быть хорошо знаком)).
И о нем будет следущая серия.



Portretten van Israhel van Meckenem, Martin Schongauer en Jan van Hemessen, Jan l'Admiral, 1764
Prent opgenomen in: Mander, Karel van; Jongh, Jacobus de (vert.). Het leven der doorluchtige Nederlandsche en eenige Hoogduitsche schilders. Amsterdam: Steven van Esveldt, 1764.
Rm
Портрет Мартина 18 века

живопись, история, искусство, цивилизация

Previous post Next post
Up