Про Рена

Feb 13, 2018 04:11

который считается автором-архитектором собора св. Павла в Лондоне, который как бы служил образцом для парижского Пантеона, петербургского Исаакия и вашингтонского Капитолия.



Two plaques from a column, De Grieksche A, after Adrianus Kocx, c. 1690
These plaques were part of the wall decoration in the Water Gallery at Hampton Court Palace, the London residence of William and Mary. They were ordered from the Grieksche A pottery factory, where large flower vases had also been made earlier on royal commission. The Water Gallery was demolished shortly after Mary’s sudden death in 1692. The plaques were probably removed at that time and ended up on the market.
Rm
Картинка просто из тех времен и пространств.



В биографии Рена есть занятные мотивы.
Папа его, тоже Кристофер, женился на Мэри Кокс. Помнится, маму Раскина звали "Маргарет Кокс, урожденная Кок". Очень распространенная фамилия оказалась.
Сам архитектор, помимо данного вида деятельности, занимался еще астрономией, медициной, оптикой, метрологией, математикой, физикой, определением долготы, улучшением микроскопов и телескопов, созданием "погодных часов" и др.

"Он также изучал другие области, начиная от сельского хозяйства, баллистики, воды и замораживания, света и рефракции, и это лишь некоторые из них. История Королевского общества Томаса Берча (1756-57) является одним из важнейших источников нашего знания не только о происхождении Общества, но и о повседневном управлении Обществом. Именно в этих записях записано большинство известных научных работ Рена."

Рен стоял у истоков этого КО и даже руководил им года два.
Еще он неоднократно избирался в парламент, но периодически это избрания почему-то объявлялись недействительными.
Выезжал за пределы страны Рен один раз - в Париж, где интересовался архитектурой.

Женился Кристофер-3 (потому что его сына тоже звали Кристофер и он поименован четвертым - a fourth Christopher) в 37 лет на девушке Вере Когхилл (Faith Coghill, дочери of Sir John Coghill of Bletchingdon) 33 лет. Первый ребенок, проживший недолго, родился у Веры в 36 лет, второй, как раз упомянутый Кристофер - в 39, через полгода она умерла от оспы и ее мать забрала младенца к себе.

Кристофер-4 тоже был архитектором и руководил topping out ceremony (не знаю, что это) в соборе св. Павла в 1710 г., также он написал биографию своего отца "«Parentalia» или «Воспоминания о семье Рена»".
Вторая жена Кристофера-3, Jane Fitzwilliam, дочь William FitzWilliam, 2nd Baron FitzWillia, тоже прожила недолго и умерла от туберкулеза.
Обе жены и первенец были похоронены в chancel of St Martin-in-the-Fields, а самого Рена Кристофер-4 похоронил в соборе.

"Его останки были размещены в юго-восточном углу склепа Святого Павла рядом с его дочерью Джейн, его сестрой Сьюзан Холдер и ее мужем Уильямом. Простая каменная доска была написана старшим сыном и наследником Рена, Кристофером Реном-младшим . Надпись, которая также вписана в круг черного мрамора на основном этаже под центром купола, гласит:
«SUBTUS CONDITUR HUIUS ECCLESIÆ ET VRBIS CONDITOR CHRISTOPHORUS WREN, QUI VIXIT ANNOS ULTRA NONAGINTA, NON SIBI SED BONO PUBLICO. LECTOR SI MONUMENTUM REQUIRIS CIRCUMSPICE Obijt XXV Feb: A °: MDCCXXIII Æt: XCI. » («Здесь в его фундаменте находится архитектор этой церкви и города Кристофер Рен, который жил за девяносто лет, а не ради собственной выгоды, но для общественного блага. Читатель, если вы ищете его памятник - озирайтесь вокруг. Умер 25 февраля 1723 года, 91 год »)."

Перечислять все проекты и достижения Рена мне лень, но с его влиянием на последующие поколения все как-то не очень понятно:

"К моменту смерти Рену было 90 (Н.С.). Даже люди, которых он обучил, и кто обязан был большей частью своего успеха оригинальности и лидерству Рена, уже не были молодыми. Новые поколения архитекторов начали смотреть на стиль Рена как на прошлое. Школа барокко, которую создали его ученики, уже была под огнем нового поколения, которое отбросило репутацию Рена в сторону и вернулось от него назад к Иниго Джонсу. Архитекторы XVIII века не могли забыть Рена, но они не могли простить (forgive) некоторые элементы его работы, которые они считали нетрадиционными. Церкви оставили самую сильную отметку в последующей архитектуре. Во Франции, где английская архитектура редко производила большое впечатление, влияние собора Святого Павла можно увидеть в церкви Сент-Женевьев (ныне Пантеон); начатый в 1757 году, он поднимается к барабану и куполу, подобным St Paul's, и есть другие версии, вдохновленные куполом Рена, Исаакий (1840-42) в Санкт-Петербурге, Капитолий США в Вашингтоне, округ Колумбия (1855-65) .
В 20-м веке эффективность (potency, сила?) влияния работы Рена на английскую архитектуру была уменьшена. Последним крупным архитектором, который признался, что он зависит от него, был сэр Эдвин Лютиенс, [33], который умер в 1944 году. Благодаря целенаправленному устранению исторических влияний международной архитектуры в начале 20-го века работа Рена постепенно переставала восприниматься как прииск (?) примеров, применимых к современному дизайну (mine of examples applicable to contemporary design)."

Стали смотреть как на прошлое, но вернулись к еще более прошлому Иниго. Непонятно.

Про Иниго кратко:
"Иниго Джонс (Inigo Jones; 1573-1652) - английский архитектор, дизайнер, художник и сценограф, который стоял у истоков британской архитектурной традиции.
О ранней жизни Джонса известно мало, за вычетом того, что его отца тоже звали Иниго и что он работал в Лондоне плотником. В 1603 г., пройдя обучение в Италии, молодой Иниго снискал покровительство датского короля Кристиана IV и некоторое время работал у него при дворе. Будучи поклонником венецианца Андреа Палладио, он первым принёс его благородно-классицистическую манеру («палладианство») на север Европы. Укорениться ей было суждено именно в Англии, и заслугу Джонса в этом трудно переоценить.

В 1613 г. он вновь ездил в Италию изучать работы Палладио. В течение последующих 28 лет, с 1615 по 1642 годы, Джонс был главным придворным архитектором Якова I и Карла I. Он применил своё знание произведений Палладио и Скамоцци при постройке домика королевы (Куинс-хаус) в Гринвиче. Эту работу пришлось прервать, когда в 1619 году сгорел Уайтхолльский дворец в Лондоне. В ходе восстановительных работ Джонс построил сдержанный и элегантный Дом банкетов, изнутри решённый как базилика. Единственный зал этого здания украсил Рубенс. Примерно в то же время Джонс работал над капеллой Сент-Джеймсского дворца.

Грандиозные планы перестройки Уайтхолла, которые лелеял архитектор, всё время откладывались, и в свободное время он занялся перепланировкой Ковент-Гардена и Сомерсет-хауса. Считается, что это он принёс в Лондон регулярное градостроительство по итальянскому образцу, создав в Ковент-Гардене первую лондонскую площадь современного образца. Хотя Джонсу приписывается целый ряд зданий в Лондоне, уверенно можно назвать его работой только Дом банкетов. В 1634-42 гг. он занимался расширением городского собора св. Павла, однако эта работа погибла во время Великого лондонского пожара (толковали, что ей вдохновлялся Кристофер Рен при строительстве ныне существующего храма)."

Не знаю, в каком из проектов собора Рен вдохновлялся, их у него за время строительства поменялось несколько штук.

Считается еще, что Рен был масоном, но сведения какие-то противоречивые.

"По крайней мере, в 18 веке, Ложа Древности № 2, одна из четырех основоположников Первой великой ложи Англии (англ. Premier Grand Lodge of England) в 1717 году, заявила, что Кристофер Рен был ее Мастером в "Гусе и Гридироне" (Goose and Gridiron) во дворе Св. Павла. В то время как он восстанавливал собор, он, как говорят, был «принят» ("adopted") 18 мая 1691 года (т. е. принят как своего рода почетный член или покровитель, а не оперативник (operative). Их кувалда (maul) 18-го века с надписью 1827 года, в которой утверждалось, что она была использована Реном для камня, заложенного в основание Святого Павла, принадлежащея Ложе и выставленная в Библиотеке и музее масонства в Лондоне, подтверждает эту историю. Андерсон предъявлял претензии в своих широко распространенных конституциях, в то время как многие друзья Рена были все еще живы, но он выдвигал много весьма творческих заявлений относительно истории или легенд масонства. Существует также явная возможность путаницы между ложами оперативных рабочих, которые, естественно, могли бы приветствовать начальника, а также «спекулятивные» или джентльменские ложи, которые стали очень модны сразу после смерти Рена. По меркам своего времени джентльмен, как Рен, обычно не присоединялся к ремесленному телу; однако работники собора Святого Павла, естественно, искали патронаж или «интерес» своего работодателя, и в течение жизни Рена в «Руммере и винограде (Rummer and Grapes)» преобладала господская ложа в милях вверх по реке в Вестминстере (где Рен был в школе).

В 1788 году Ложи Древности думала, что они покупают портрет Рена, который теперь доминирует в Lodge Room 10, в том же здании, что и Музей; но теперь он отождествляется с Уильямом Талманом, а не с Реном. Тем не менее, это записанное событие и многие старые записи свидетельствуют о том, что Древние считали, что Рен был их Учителем, в то время, когда он все еще держал свои минутные книги (minute books) за соответствующие годы (которые были потеряны Престоном в какой-то день после 1778 года).
Свидетельство того, был ли Рен был спекулятивным масоном, является предметом Престонской лекции  2011 года, в которой делается вывод о доказательствах двух некрологов и мемуаров Обри с вспомогательными материалами, что он действительно присутствовал на закрытом заседании в 1691 году, вероятно, Ложи Древности, но нет ничего, чтобы предположить, что он когда-либо был Великим офицером (Grand Officer), как утверждал Андерсон."

Андерсон - это сказочник автор истории масонов.

"Джеймс Андерсон (ок. 1679/1680 - 1739) был шотландским писателем и министром (minister), родившимся и получившим образование в Абердине, Шотландия. В 1707 году он был назначен священником в Шотландской церкви и переехал в Лондон, где до 1710 года он служил конгрегации Glass House Street, в пресвитерианской церкви на Swallow Street до 1734 года и в часовне Lisle Street до своей смерти. Сообщается, что он потерял большую сумму денег в результате аварии в Южно-Морской компании 1720 года. Однако Андерсон известен тем, что он связан с масонством.
Он был братом Адама Андерсона (1692-1765)"

minister - это священник, если что (еще слуга, посланник и исполнитель).

"Андерсон был масоном, и когда в 1721 году, когда возродилось (revival) масонство в Англии, великая ложа решила создать авторитетный сборник конституций братства (Constitutions of the fraternity), задача была поручена ему.
Работа называлась "The Constitutions of the Free-Masons; containing the History, Charges, Regulations, &c. of that Most Ancient and Right Worshipful Fraternity. For the Use of the Lodges. London. In the year of Masonry 5723, Anno Domini 1723"
Эта работа, которая прошла через несколько изданий, была давно признана английскими масонами как стандартный кодекс (code) по ее предмету и была переведена на немецкий язык. Американское факсимиле первого издания 1723 года было выпущено в Нью-Йорке в 1855 году, и есть перепечатки того же издания в Cox's Old Constitutions, принадлежащих масонам Англии и Ирландии (1871 год), и в первом томе Kenning's Masonic Archæological Library (1878). Андерсон также внес вклад в масонскую литературу A Defence of Masonry, вызванную брошюрой «Masonry Dissected» (1738?), которая была переведена на немецкий язык и переиздана в « Golden Remains of the Early Masonic Writers by George Oliver» Джорджа Оливера (1847)."

Еще сказано другими словами
"Андерсон был масоном, мастером масонской ложи и великим надзирателем Великой ложи Лондона и Вестминстера (Grand Warden of the Grand Lodge of London and Westminster). Ему было заказано в сентябре 1721 года Великой Ложей написать историю Свободных масонов (Free-Masons), и труд был опубликован в 1723 году как «Устав свободных масонов (The Constitutions of the Free-Masons)». Имя Андерсона не отображается на титульном листе, но его авторство объявлено в приложении."

"Конституция (The Constitutions) была отредактирована и переиздана Бенджамином Франклином в Филадельфии в 1734 году, став первой масонской книгой, напечатанной в Америке. Второе лондонское издание, значительно расширенное, появилось в 1738 году. Работа была переведена на многие языки, включая голландский (1736), немецкий (1741) и французский (1745)."

Андерсон еще занимался генеалогией, написал "Royal Genealogies; or, the Genealogical Tables of Emperors, Kings, and Princes, from Adam to these times", предлагал составить генеалогию всем желающим и даже начал составлять "A Genealogical History of the House of Yvery, in its different branches of Yvery, Lovel, Perceval, and Gournay", но умер, и следующий том писал уже кто-то другой.

"Работа вскоре была изъята из обращения из-за некоторых пренебрежительных замечаний в ней о состоянии английского пэра и о характере ирландского народа. Однако он был переиздан без оскорбительных проходов в 1742 году). Большая часть генеалогической материи в книге была признана мифической («Истории благородных британских семей» (1846), «Персиваль»). Еще одна работа Андерсона, News from Elysium, or Dialogues of the Dead, between Leopold, Roman Emperor, and Louis XIV, King of France, была опубликована вскоре после его смерти в 1739 году."

Упомянутый брат Джеймса, Адам ("шотландский экономист", 1692 или 1693 - 1765), кстати, работал в той самой Южно-Морской компании (South Sea Company), в которой Джеймс потерял много денег.
Занятно, что в статье о Джеймсе в вики-а сказано определенно, что он брат Адама, а в статье про Адама, что он "возможно, был его братом".
А вики-ру приводит подробности, которых нет в вики-а:
"В конце своей жизни он отправился в американские колонии. Его сын Адам Э. Андерсон позднее стал одним из ранних поселенцев и планировщиков территории американского штата Огайо; в честь последнего назван один из округов штата."

Адам тоже писал историю, но не масонов, а торговли: History of Commerce, полное название Historical and Chronological Deduction of the Origin of Commerce from the Earliest Accounts to the Present Time, титульный лист гласил:
"Containing, an History of the great Commercial Interests of the British Empire. To which is prefixed, an Introduction, Exhibiting a View of the Ancient and Modern State of Europe; of the Importance of Our Colonies; and of the Commerce, Shipping, Manufactures, Fisheries, &c. of Great Britain and Ireland: and their Influence on the Landed Interest. With an Appendix, containing the Modern Politico-Commercial Geography of the several Countries of Europe (Содержащая история великих коммерческих интересов Британской империи. Содержит предисловие, введение, Взгляд на древнее и современное состояние Европы, Важность наших колоний; и Торговля, Судоходств, Производств, Рыболовство и т. д. Великобритании и Ирландии: и их влияния на земельный интерес. Приложение, содержащее современную политико-коммерческую географию нескольких стран Европы)"
Работа была издана незадолго до его смерти, переиздана под сокращенным названием через 20 лет.

И про масонскую ложу, к которой приписывают Рена.

"Первая великая ложа Англии (англ. Premier Grand Lodge of England) (ПВЛА) была основана 24 июня 1717 года, как Великая ложа Лондона и Вестминстера, в 1738 году приняла название Великая ложа Англии. Конвенция называет её Первой великой ложей Англии, чтобы отличить от Самого древнего и почётного общества вольных и принятых каменщиков в соответствии со старыми конституциями, чаще всего именуемого Древней великой ложей Англии, и Великой ложей всей Англии в Йорке. Также её называли Великой ложей Современных, или просто «Современные».
Первая великая ложа Англии просуществовала до 1813 года, когда она объединилась с Древней великой ложей Англии, чтобы создать Объединенную великую ложу Англии. Первая великая ложа Англии является масонской великой ложей, которая была впервые создана в мире.
...Официально Великая ложа Англии была основана в Лондоне в день Св. Иоанна Крестителя, 24 июня 1717 года, когда четыре лондонских ложи собрались в таверне «Гусь и Рашпер» во дворе церкви Святого Павла в Лондоне и провозгласили первую в истории великую ложу. Четыре ложи ранее встречались вместе в 1716 году в таверне «Яблочное дерево», где и инсталлировали старейшего мастера-масона на должность мастер ложи. После чего, они провозгласили себя в качестве великой ложи pro Tempore в должной форме. Именно на этой встрече в 1716 году они решили проводить ежегодную ассамблею и праздник, а затем выбрать великого мастера из числа самих себя, что они и сделали в следующем году.
Все четыре ложи были просто названы в честь общественных мест, где они привыкли встречаться, в «Гусе и Рашпере» в церкви Святого Павла (эта ложа сейчас называется ложей «Античности» № 2); «Корона» в Паркер лейн на Друри лейн; «Таверна Яблочное дерево» на Чарльз стрит, в Ковент Гардене (ложа теперь называется «Стойкости и Старого Камберленда» № 12); и таверна «Кубок и виноград» в Ченел Роу, в Вестминстере (ложа теперь называется «Королевский Сомерсет Хаус и Инвернес ложа» № IV). В то время как три лондонских ложи были в основном действующими ложами, «Кубок и виноград», в Вестминстерском дворце, по-видимому, была в основном ложей принятых и спекулятивных господ-каменщиков."

Судя по всему вики-ру поместила перевод текста из вики-а.
Обилие великих приводит меня в восхищение).
И "древние", которые младше ";современных".

история, люди, цивилизация

Previous post Next post
Up