про это, но про другое это

Feb 24, 2018 18:04

У плодовитого Питера Акройда, написавшего упоминаемую ранее книжку про Лондон, есть в числе разных прочих книжка London Under, в русском варианте "Подземный Лондон" . Перлов там еще больше чем в книжке просто про Лондон, а если читать ее, сидя рядом с виками, можно узнать много занятного. Можно и без вик, в общем, рекомендую))



источник

Если не вчитываясь в подпись, предположить что на картинке изображен храм, например, то предположение не будет ошибочным. Это The Cathedral of Sewage.



Или насосная станция Эбби Милз (Abbey Mills Pumping Station) , нынче станция А (рядом есть новая F).
Построенная, по мнению одних, в византийском стиле, других - в византийском с добавлением мавританского, а по мнению Акройда (в русском переводе) - в стиле "венецианской готики или славянском или византийском".



Abbey Mill Pumping station
источник



А это изначальный вид
источник

В историях лондонской канализации разобраться сложно, тем более, что многие сведения берутся из работ Henry Mayhew, например, журналиста, анархиста, приложившего руку к созданию журнала Панч, сбежавшего от долгов в Париж и пр.
Сведения какие-то обрывочные, в 16 веке озаботились, трубы то ли были, то ли нет, воду брали из рек, но в 17 веке построили Нью-ривер, то ли прокопали, то ли акведуком проложили.
Проложил эту Нью некто Sir Hugh Myddelton (ок 1560-1631), выходец из Уэльса, ювелир, банкир, торговец, шахтовладелец, акциевладелец, инженер-самоучка и пр. Акведуки потом в 18 веке "переделали в глине", не знаю, опять же прокопали в глине или в глиняные трубы запихнули.

Утверждается, что до 1852 года в домах были выгребные ямы и были сборщики содержимого этих ям. По разным сведениям содержимое то ли выливалось в Темзу, то ли использовалось для удобрений в сельском хозяйстве, то ли собиралось для производства селитры. В 1852 году выгребные ямы запретили (может открыли нормальные месторождения селитры? :) ) и содержимое должно было напрямую стекать в Темзу, то есть стоки какие-то были?. При этом питьевую воду брали из той же реки и "она текла коричневого цвета". Откуда текла, был ли водопровод, непонятно. Стоки взрывались и лопались от газа, то есть были какие-то трубы? Одновременно были открытые стоки вдоль улиц. Непонятно ничего.
После вывода стоков в Темзу случилась очередная эпидемия холеры, а в 1858 году стряслась Великая вонь (Great Stink), из-за которой не смог заседать парламент, несмотря на смоченные "хлорной известью" занавески.



источник

И в 1859 году приступили к постройке глобальной системы канализации под руководством Metropolitan Board of Works (MBW) и Sir Joseph William Bazalgette, в которую (систему) входили 132 км больших кирпичных туннелей и 1800 км малых, а также насосные станции перекачивающие содержимое сливов куда-то-там, подадьше от города, поближе к морю. Открытие системы произвел принц Уэльский, Эдуард, в 1865 году.
В 1878 году случилась катастрофа с экскурсионным судном "Princess Alice", в результате которой погибло 650 человек, в частности и из-за того, что было время очередного спуска содержимого канализации в Темзу (два раза в сутки происходило сие действо, если я правильно поняла). Эта трагедия повлияла на принятие решения по строительству отстойников-с-фильтрами для твердых компонентов, которые были построены в 1900 г.

Туннели Бэзелджета функционируют до сих пор. Примечательно, что гениально прозорливый инженер заложил диаметр труб ровно в два раза больше, чем ему предлагали расчетчики, поэтому в 1960-х с массовой постройкой многоэтажек не случилось переполнения.
Станция Эбби Милз до сих пор работает, но в основном как добавочный вариант при форс-мажорах. Паровые двигатели заменили на электрические, а минареты-chimney снесли в 1941, опасаясь, что при бомбежках они могут рухнуть на станцию.
Станции Crossness повезло меньше

"Когда насосная станция была выведена из эксплуатации в 1950-х годах, не считалось экономичным демонтировать двигатели, поскольку стоимость до сих пор превышала стоимость лома. Изъяли более ценные металлические предметы (из латуни), такие как масляные двигатели, много трубопроводов и даже поручни с лестницы. Оставшееся здание и двигатели были вынуждены пострадать от значительного вандализма и распада.
Когда здания были заброшены, насосы и водопропускные трубы и все нижележащие наземные уровни ниже Базового двигателя были заполнены песком, чтобы снизить риски от метана. Это означало, что около 100 тонн этого песка пришлось выкапывать из-под насосов и под ним, прежде чем появилась надежда на перемещение луча и маховика. Кроме того, произошел значительный дождь, который привел к серьезному ржавлению деталей двигателя."

Про двигатели и пр. достижения науки и техники писать не буду.
Картинки натасканы из разных мест, не знаю, как там у них с авторским правом, будем надеяться))

Эбби Милз



источник



источник



источник



там же.

Кроснес



Exterior of Crossness Pumping Station
источник



c 1865.
источник



источник



там же



там же



Crossness Pumping Station, Belvedere, Kent
источник



The Prince of Wales opening the Metropolitan Main-drainage works at Crossness, ILN, 1865
источник

И разное.



Robert Rawlinson’s fantastical array of industrial chimneys as seen in The Builder, 25 April 1857, p. 23.
источник



Exterior view of Streatham pumping station from the south west. The pumping station was constructed for the Southwark and Vauxhall Water Company. The company was formed by the merger of the Southwark and Vauxhall Water Companies in 1845 and became part of the publicly owned Metropolitan Water Board in 1903.
источник



The engine-house at Crossness and the outfall of the souther Wellcome
источник



Portrait of Sir Joseph William Bazalgette (1819-1891)
источник



Joseph Bazalgette memorial, Victoria Embankment
источник

чтение с интересом, архитектура, храм, город, люди, цивилизация

Previous post Next post
Up