про реку и имена - 3

Jul 30, 2018 21:37



View northeast from Gussage Hill towards Bottlebush Down. The approximate course of the banks of the neolithic Dorset Cursus is superimposed on the photograph in white.

Заинтересовалась главой про курсусы.

Священные линии
Таинственность, чужеродность первобытной жизни неизъяснима. Мы не знаем, зачем в эпоху неолита сооружались курсусы и огороженные участки (“лагеря с вымостками”), и можем только догадываться о ритуальном значении, которое придавалось их очертаниям. Тот факт, что они расположены у Темзы, создает специфический круг возможных смыслов. Хоть с какой-то определенностью мы можем сказать только, что древние племена верили в действенность особых участков земли, в огораживание значимых мест и в далекий обзор. И это неотвратимо вело их к реке.



Акройд по-прежнему фантастически поэтичен)))

Благодаря аэрофотосъемке последних десятилетий мы имеем размытые очертания доисторических, окруженных насыпями и рвами мест около Темзы, потусторонний узор из отрезков, прямоугольников и кругов, еле различимый на сегодняшней местности. Но все это по-прежнему здесь: лица уснувших предков составляют часть нашей земли.
Огороженные места в районе Темзы отличаются сходством рисунка. Они состоят из рвов, образующих, грубо говоря, концентрические овалы, с промежутками, или “входами”, между отдельными участками рва и насыпными дорогами, ведущими в обрядовое пространство. Иногда имеется только один овальный ров с насыпью вдоль внутреннего края, но в других случаях обнаружено несколько концентрических замкнутых линий. Скорее всего, земляные работы велись здесь на протяжении столетий. Во рвах найдены кости животных, гончарные изделия и большое количество кремневых орудий. Что еще более важно, здесь обнаружены останки людей. Эти места использовались для захоронения.

Огороженное место, благословляемое близостью реки, возможно, сулило некую особую защиту. Благодаря легендам и изустным преданиям этим людям должна была хорошо быть известна связь между Темзой и их предками. Не исключено, что река играла свою роль в мифах о происхождении человека. И тогда что могло быть естественней, чем создать и огородить святилище в тесной близости с вечно текущей Темзой?
Около Абингдонского “лагеря” обнаружен ряд продолговатых овальных курганов. Эти погребения были засыпаны землей и мелом. На местности они, скорее всего, выделялись белым цветом. Курганы расположены параллельно огороженному участку и параллельно реке. Более поздним поколениям метафора должна была бросаться в глаза - но нашим дальним предкам мы, разумеется, не можем навязывать стереотипы современного воображения. Мы в состоянии сказать только, что тела умерших располагались так, что это может указывать на связь с направлением течения реки.
В непосредственной близости от Темзы здесь насчитывается примерно двадцать пять курганов различных типов. Единственной причиной выбора места представляется соседство реки. Тут, кроме того, обнаружены следы более ранней, мезолитической деятельности, что говорит об использовании одних и тех же приречных участков в течение тысячелетий.
Возможно, в курганах хоронили вождей или жрецов, если эти категории людей тогда существовали. Курганы группируются по расположению и по периодам. Один из них был насыпан в пять этапов. От появления здесь огороженного места до возникновения последнего кургана эпоха развития и перемен длилась примерно две тысячи лет. Это - глава в первобытной истории Темзы.
...В длинных курганах обнаружены погребальные камеры, сооруженные с помощью камня и древесины, и во многих случаях там были каменные полы и входы; в Средние века сложилось поверье, что эти камни имеют волшебные свойства. Один из самых впечатляющих курганов, названный саксонскими переселенцами Уэйлендс-Смити (Кузницей Вёлунда), находится в верхнем течении Темзы.
...На чуть более поздней стадии неолита - приблизительно между 3600 и 3000 годами до н. э. - подле Темзы были сооружены другие великие памятники. Самые необычайные из них приобрели известность под названием “курсус”. Это - случай человеческого вмешательства в ландшафт: два параллельных рва с насыпями по внутренней стороне. Концы иногда сведены воедино, иногда разомкнуты; длина варьируется от 50 футов (15 м) до 5 миль. Долина Темзы - самый важный из районов, где имеются курсусы.
...Все они расположены поблизости от реки, а вот на холмах Котсуолдс нет ни одного. Иначе говоря, они имеют прямое отношение к Темзе. Имеется, например, очень важный комплекс курсусов около ее истока - близ Лечлейда и Баскот-Уика; есть также ряд курсусов, курганов, длинных курганов и огороженных участков вдоль отрезка реки между Абингдоном и Дорчестером. В обоих этих районах археологи и палеоисторики видят признаки активной ритуальной деятельности на протяжении почти двух тысячелетий. Дрейтонский курсус, протянувшийся вдоль Темзы близко от нее, был сооружен около 3600 года до н. э. и использован для постройки курганов раннего Бронзового века между 2000 и 1800 годом до н.э. Это длительный период человеческой истории, в течение которого Темза была центром системы обрядов или церемоний.
Курсусы устраивались на древних гравийных террасах или на специально расчищенных участках посреди леса. Они могли использоваться для процессий, ритуальных собраний или состязаний. Во рвах по их сторонам обнаружены остатки гончарных изделий и кремневых орудий, кости животных.
...Символическая роль курсусов связана, кроме того, с местами впадения притоков. Некоторые из этих древних памятников находятся именно возле притоков - например, около Тейма под Дорчестером, - и словно бы указывают на точку слияния вод. Обнаружены скопления курсусов там, где в Темзу впадают Ок, Лич и Коул.
...Поблизости от курсусов в более позднюю эпоху появились так называемые хенджи. В основе своей это земляные сооружения: округлые рвы с валами по внешнему краю. На первый взгляд они напоминают огороженные погребальные участки, но хенджи всего лишь ограничивают некую зону, обычно расположенную между курсусом и рекой. Позднее там могли возникать деревянные или каменные сооружения (самый знаменитый пример - конечно же, Стонхендж). Широко известный хендж находится близ Стэнтон-Харкорта в долине верхней Темзы (так называемые “дьявольские камни”). То, что хенджи сосуществуют в речном ландшафте с огороженными участками и курсусами, укрепляет нас в мысли: многие тысячелетия берега Темзы оставались священным районом, заряженным особой энергией.

Решила узнать про эти курсусы побольше.

Курсусы представляют собой неолитические сооружения, которые представляют собой некоторые из древнейших доисторических монументальных структур островов Британии и Ирландии. Реликвии, найденные в них, показывают, что они были построены между 3400 и 3000 годами до нашей эры.
Поверхностно напоминающие канавы или траншеи, они имеют длину от 50 ярдов (46 м) до почти 6 миль (9,7 км), а расстояние между параллельными земляными сооружениями может составлять до 100 ярдов (91 м). Нвсыпи (banks) на концах (terminal ends) завершают cursus. Более пятидесяти были идентифицированы с помощью аэрофотосъемки, в то время как многие другие, несомненно, были уничтожены путем ведения сельского хозяйства и других последующих мероприятий по озеленению.
...Примечательным примером является Стоунхендж Курсус, в пределах видимости более известного каменного круга, на земле, принадлежащей The National Trust's Stonehenge Landscape.
Было высказано предположение, что они использовались в ритуалах, связанных с почитанием предков, что они следуют астрономическим выравниваниям или что они служили буферными зонами между церемониальными и оккупационными ландшафтами. Более поздние исследования переосмыслили первоначальную интерпретацию и утверждали, что они использовались для церемониальных соревнований. Находки стрел в конце концов предполагают, что стрельба из лука и охота были важны для строителей, и что длина курсора, возможно, отразила его использование в качестве полигона для молодых людей, путешествующих во взрослую жизнь. Для этой интерпретации существуют антропологические параллели.
Современные внутренние особенности редки, и традиционно считалось, что курсусы использовались в качестве процессуальных маршрутов. Они часто выравниваются и уважают положение ранее существовавших длинных курганов и курганов и, похоже, игнорируют трудности в местности. Дорсет Курсус, самый длинный известный пример, пересекает реку и три долины вдоль своего пути через Кранборн-Чейз и близок к памятникам хенджа в Ноултоне.
Сегодняшняя церемония дня Тинвальда на острове Мэн включает в себя шествие парламента по сходной с курсом структуре, которое иногда предлагается как связанная или постоянная народная традиция с неолитическим курсусом.
«Cursus» (множественные «cursūs» или «cursuses») было названо ранними британскими археологами, такими как Уильям Стукли, применительно к большим параллельным линиям валов с внешними канавами, которые, по их мнению, были ранними римскими атлетическими курсами, отсюда и латинское название cursus, что означает «курс».

Занятно, что немцы гораздо более информативны в плане истории изучения

Название Cursus (plurs Cursus, от латинского cursus: run, route) было дано антикваром Уильямом Стукли (1687-1765) узким, чрезвычайно длинным, преимущественно прямоугольным неолитическим земляным сооружениям в Великобритании. Множественная форма Cursuses, используемая в английском языке, по-видимому, была впервые использована в 1937 году Осбертом Кроуфордом (1886-1957) и с тех пор была включена в литературу.
Commodore Clark Hall в 1922 году первым обратил внимание с самолета на линии, которые позже были интерпретированы как Cursus. Число известных Cursus резко возросло, главным образом, из-за результатов воздушной археологии, но также с помощью расширенного определения. Количество известных cursus: 1740 - 3, 1934 - 2, 1960 - 15, 2006 - 100.
Это узкие удлиненные прямоугольники (возможно, закругленные на концах), которые обычно состоят из окружных валов и внешних траншей. Стена прерывается на несколько проходов. Более 30 подобных памятников с линиями ям или почтовых отверстий, вместо валов и канав, в значительной степени ограничивались Шотландией.
Cursus происходят с юга Англии к северо-востоку от Шотландии и в основном видны только с воздуха. Известно около 100 сооружений, не все из которых научно изучены. Самые известные включают Дорсет, Максли, Милфилд, Рудстон и Курсус в Стоунхендже.
Ряд недавних определений радиоуглерода в Шотландской низменности предполагает, что памятники cursus с столбами и ямами обычно старше, чем более известные стены и канавы в Англии. Они находятся между 4000 и 3600 гг. до н.э. В то время как для Английских Курсусов датируется около 3100 года до нашей эры.
Стюкли полагал, что Курсусы были римскими ипподромами. Он интерпретировал длинную насыпь в конце Стоунхенджа Курсуса как трибуну судьи. Между тем, Cursus обычно рассматриваются как процессуальные пути. Немногие были раскопаны, в том числе Дорчестер Курсус, Малый Стоунхендж Курсус, Хитроу (Стэнвелл), Скортон и Торнборо Курсус в Северном Йоркшире. Артефакты в первичных заполняющих слоях траншей редки и обычно ограничены рогатой мотыгой (? Geweihhacken), которые позволяют, по крайней мере, датировать 14C.

И поинтересовалась еще личностью первооткрывателя курсусов. Такой занятный персонаж оказался. Даже яблоко Ньютону придумал, да. Ну и друидов, видимо, тоже)))

Уильям Стьюкли, англ. William Stukeley (1687 - 1765) - британский учёный, пионер археологических исследований Стоунхенджа и Эйвбери, один из основателей полевой археологии, антиквар, викарий. Один из первых биографов Исаака Ньютона.
Сын юриста, родился в г. Холбич (en:Holbeach), графство Линкольншир. Получив степень магистра в одном из колледжей Кембриджского университета, Стьюкли направился в Лондон для изучения медицины в медицинской школе больницы Св. Фомы. В 1710 году он основал свою практику в г. Бостон в Линкольншире, но в 1717 вернулся в Лондон. В том же году Стьюкли стал действительным членом Королевского Общества, а в 1718 принял участие в основании Антикварного Общества, секретарем которого являлся в течение девяти лет. В 1719 он получил степень доктора медицины, и в 1720 стал членом Королевского Колледжа Врачей. В этом же году он опубликовал труд, явившийся его первым вкладом в букинистическую литературу.
Стьюкли был масоном. Его дневники - хороший источник информации о тогдашних масонских церемониях. По конфессии Стьюкли был протестантом.
В период с 1730 по 1747 годы он был викарием Церкви Всех Святых в Стэмфорде.
В 1740 и 1743 гг. соответственно появились важнейшие исторические работы Стьюкли - подробные обзоры Стоунхенджа и Эйвбери. Стьюкли планировал эти две книги как начало многотомной всемирной истории. По его убеждению, гипотетическая «патриархальная религия» была изначальной религией человечества, которая постепенно выродилась в идолопоклонство. Стьюкли считал классическими представителями «патриархальной религии» ранних христиан и друидов.
Научная работа Стьюкли по изучению Стоунхенджа была первой попыткой установить дату происхождения памятника. В ходе этих исследований, среди прочего, применительно к мегалитам им вводится в научный оборот понятие трилитон. Работая вместе с известным астрономом Эдмундом Галлеем, он предположил, что строители Стоунхенджа обладали знаниями о магнетизме, и ориентировали памятник по направлению на северный магнитный полюс. Стьюкли воспользовался имеющимися данными по смещению северного магнитного полюса; он полагал, что полюс перемещается с определенной закономерностью (сегодня считают, что северный магнитный полюс перемещается неравномерным образом). Стьюкли пришел к выводу, что Стоунхендж был построен в 460 г. до н. э., что на несколько тысяч лет позднее установленной в настоящее время даты.
Стьюкли был известен под прозвищем «Архи-друид», так как приписывал сооружение Стоунхенджа и других мегалитических сооружений друидам. В 1729 он принял духовный сан и отправился в Линкольншир, где принял два прихода, одним из которых был приход при Церкви Всех Святых в Стэмфорде. Там он провел огромное количество исследований, в том числе изучение ныне не существующего архитектурного памятника «Крест Элеоноры». В дальнейшем Стьюкли был назначен приходским священником в Блумсбери. Он умер в Лондоне 3 марта 1765 года.
Рисунки Стьюкли, как, например, это изображение Китс-Коути 1722 года, являются ценными источниками информации о разрушенных памятниках
В 1742 году Стьюкли посетил Ройстонскую пещеру (Royston Cave) в г. Ройстон, Хертфордшир и год спустя опубликовал труд под названием «Палеография Британника или доклад о памятниках древности № 1, Истоки Ройстона, или описание Часовни леди Роисии, основательницы Ройстона, обнаруженной в Ройстоне в 1742 году» (Palaeographia Britannica or discourses on Antiquities in Britain no.I, Origines Roystonianae, or an account of the Oratory of lady Roisia, Foundress of Royston discovered in Royston in August 1742). После последовавшей рецензии Преподобного Чарльза Паркина (Charles Parkin), Стьюкли написал продолжение: «Палеография Британника или доклад о памятниках древности № 2, или защита Леди де Вир, основательницы Ройстона, от клеветнических утверждений г-на Паркина, настоятеля прихода в Оксборо, где позволенные им суждения полностью опровергаются: опровержение подтверждено и проиллюстрировано. К сему добавлены удивительные материалы древности» (Palaeographia Britannica or discourses on Antiquities in Britain no.II, or defense of Lady de Vere, Foundress of Roiston, against the Calumny of Mr. Parkin, rector of Oxburgh wherein his pretended answer is fully refuted: the former opinion further confirm’d and illustrated. To which are occasionally added, many curios matters in antiquity).
Стюкли дружил с Исааком Ньютоном и в 1752 г. написал о нём мемуары. Именно он записал легенду о яблоке, которое якобы натолкнуло учёного на мысль о существовании всеобщего тяготения.
Литература:
самый ранний источник из упомянутых в списке - Stukeley, William. The Family Memoirs of the Rev. William Stukeley, M.D.. - London : Andrews and Company, 1887. - Vol. III.
(вики-ру)

Картинка из рукописи воспоминаний про Ньютона с многогрудой Природой-Артемидой-эфесской:



Пара картинок про Стоунхендж.



Stonehenge Dessin Stukeley 1722.



Stonehenge, dessin de Stukley publié à Oxford. 1722

древнее, чтение с интересом, люди науки, тексты, цивилизация

Previous post Next post
Up