про картины и одного художника

Jan 27, 2019 23:09

Среди художественных сокровищ кливлендского музея обнаружила знакомую картинку, но совсем не ту, что знакома.



The Adoration of the Magi. 1440-45. Giovanni di Paolo (Italian, c. 1403-1482). Italy, Siena, 15th century


Знакомая любимая вот:



Gentile da Fabriano (c. 1370 - 1427). Adoration of the Magi. 1423. Uffizi Gallery

Заинтересовалась.
Изучила обоих художников)).

"Джентиле да Фабриано (итал. Gentile da Fabriano, собственно итал. Gentile di Niccolò di Giovanni Massi, ок. 1370, Фабриано, провинция Анкона - сентябрь 1427, Рим) - итальянский живописец, крупнейший представитель интернациональной готики в Италии.
Рос сиротой (мать умерла, отец ушёл в монастырь и вскоре также умер). Учился в своём родном городе у художника Аллегретто Нуци, которого наряду с Франческуччо Гисси считают основателем местной художественной школы в Фабриано. Вероятно, сблизился в юности с кем-нибудь из сиенских мастеров и быстро достиг большой известности.

Работал в Центральной Италии - в Брешии, Венеции, Флоренции, Сиене, Орвието и в Риме, где с 1426 до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. После его смерти его младший современник и друг Пизанелло, которому Джентиле завещал свои рабочие инструменты, завершил роспись базилики (не сохранилась).
По одному из предположений, похоронен в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.
Фрески в Сан-Джованни ин Латерано, равно как того же рода произведения Джентиле в других местах (например, в венецианском Палаццо Дожей) погибли. О его даровании можно получить представление только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные - «Поклонение волхвов» (один из лучших образцов интернациональной готики), «Коронование Марии» и «Бегство в Египет».

Их главные достоинства - оживлённость композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает фра Беато Анджелико.
Джентиле имел значительное влияние на современную ему живопись, особенно на венецианскую, через своего ученика Якопо Беллини".

Про интернациональную готику у меня уже сложилось некое мнение, но от этого картина не перестала мне нравиться))
Могила в Санта-Мария-ин-Трастевере не сохранилась.
Год рождения среди историков дискутируется (от 1360 до 1385).
Gentile с итальянского переводится как: любезный, нежный, деликатный; благородный; нежный, приятный, изящный; мягкий; язычники (римляне, не обращенные в христианство).

Я не ошиблась в своих лингво-подозрениях)):
Микеланджело [...], говорил о Джентиле, что в живописи у него была рука, похожая на имя». (Джорджо Вазари, Жизнь Джентиле да Фабриано и Витторе Пизанелло Веронезе, художников, 1568)"

"Немногие дошедшие до нас станковые картины" в вики-ит составляют список в три с лишним десятка объектов, что на мой взгляд, не так уж и мало. Ну не сравнить с Рубенсом или Делакруа, конечно, но все же).
Статьи про почти все эти картины есть в вики. Глянула некоторые.



"Полиптих Валле Ромита (Polittico di Valle Romita) представляет собой картину, выполненную темперой и золотом по дереву. Автор Gentile da Fabriano, датируется примерно 1410-1412 годами и хранится в пинакотеке Брера в Милане.
Подписано в нижнем центре на центральной панели («GENTILIS DE FABRIANO PINXIT»). Первоначальным местом назначения был францисканский скит Валь-ди-Сассо (также называемый Валле Ромита) недалеко от его родного города Фабриано.
Нет письменной документации о происхождении картины, поэтому были выдвинуты различные гипотезы... Тема коронации Богородицы, дорогая к соблюдению францисканцами, могла быть выбрана для украшения вновь основанной церкви. Таким образом, датировка будет колебаться между 1406 и 1414 годами, когда язычники Джентиле покинул Марке (Marche), чтобы перебраться в Брешию под командование Пандольфо Малатеста.
Полиптих, вероятно, был расчленен в восемнадцатом веке, и в 1811 году центральная панель и четыре нижних боковых отсека прибыли в Бреру прямо из закрытой обители. Четыре меньших прямоугольных стола были куплены в частной коллекции в 1901 году. Неоготическая рамка восходит к 1925 году".

История картин в большинстве случаев опускается. Иногда можно ознакомиться с провенансом на сайте музея, например.



"Мадонна с Младенцем со святыми Николаем из Бари, Катериной Александрийской и донатором (Madonna col Bambino tra i santi Nicola di Bari, Caterina d'Alessandria e un donatore) представляет собой картину из темперы и золота на панели (131x113 см) Джентиле да Фабриано, датированную примерно 1395-1400 годами и хранящуюся в Gemäldegalerie Berlin.
Старейшее великое произведение, приписываемое язычникам Gentile, вероятно, было написано для церкви Санта-Катерина в Кастельвеккьо в Фабриано, возле монастыря, в котором отец художника жил с 1385 года, после того как стал вдовцом. Название церкви намекает на присутствие святой Екатерины Александрийской справа, обозначенной только ладонью мученичества в ее руке, без традиционного атрибута зубчатого колеса. Донатором на коленях был признан торговец, возможно, Амброджо ди Бонавентура (между 1395 и 1408), чья золотая метка (круг, пересекаемый лучами и преодолеваемый крестом), выделяется у его ног".

..."Его дата рождения была установлена ​​между 1360 и 1385 годами. 1370 год является общепринятым. К. Кристиансен (1982), с другой стороны, предположил, что он родился около 1385 года. В то время как сторонники более ранней даты предполагают, что он уже был независимым художником, когда его отец, овдовев, удалился в монастырь С. Катерины в 1390 году и стал там прокуратором (Prokurator), Кристиансен полагал, что его дед взял на себя первое образование пятилетнего ребенка.

Эти вопросы не имеют никакого отношения к картине Берлина, так как она кажется самой ранней из сохранившихся работ. Она происходит по свидетельству Амико Риччи (1834 г.) из церкви Святого Никколо в родном городе язычников Gentile Фабриано. Когда церковь была перестроена в 1630 году, картина была бы удалена. По словам Риччи, в 1660 году она принадлежала семье Леопарди в Осимо, позднее принадлежавшей графу Оттони Тиранетти в Мещии близ Фабриано, в 1766 году в коллекции Кагнуччи и в начале 19-го века коллекционеру в Мателице (Марке), который продал ее в 1828 году. В 1829 году он был с Массани в Риме, где он был приобретен прусским послом Бунзеном, который передал его прусскому наследному принцу. Это, в свою очередь, было в 1837 году, передано в аренду Берлинской галерее, прежде чем король, передал ее ей в 1840 году. Согласно А. де Марчи (1992 г.), картина могла быть получена из монастырской церкви С. Катерины в Кастельвеккьо в Фабриано, чей монастырь был недавно основан Сильвестриннерном и в 1397 г. присоединился к Оливетанам...

Берлинская картина установлена ​​как самая ранняя работа Язычников Gentiles Босковицем (Boskovits) (1987) и Де Марчи (1992) и отнесена к 1395. Кристиансен (1982) датировал 1406/08. Особую озабоченность вызывает вопрос о функции произведения, который обычно считается алтарь. Кристиансен (1982), с другой стороны, полагал, что картина первоначально принадлежала могильному памятнику..."



"Мадонна на троне с младенцем и ангелами-музыкантами - это темпера дерева (115 × 64 см) Джентиле да Фабриано, хранящаяся в Национальной галерее Умбрии в Перудже и датируемая приблизительно 1405-1410 годами.
Работа происходит из церкви Сан-Доменико и, как правило, приписывается периоду деятельности Джентиле, богатому путешествиями, когда он перемещался между Венецией, Марке (Marche) и Умбрией, хотя некоторые отводят ему место в последние годы его пребывания во Флоренции ( 1424-1425)"

Решила посмотреть про церковь, раз про картину ничего не сказано, а на сайт итальянского музея не пошла, памятуя про нелюбовь итальянцев к обнародованию ценной информации (ну может я и ошиблась, конечно)

"Церковь под названием Пьеве-ди-Санту-Стефано-дель-Кастелларе (Pieve di Santo Stefano del Castellare), присутствовала на этом месте примерно с 5-го века. Строительство предшественника существующей церкви, также известного как Сан Доменико Веккио, началось в 1304 году и было построено поверх существовавшей ранее церкви, которая стала неадекватной после роста Доминиканского ордена. По словам Джорджо Вазари, он был спроектирован Джованни Пизано. Эта церковь была освящена в 1459 году и имела план, который напоминал планы североевропейского Халленкирхе.

К 1614-1615 гг. Церковь Сан-Доменико-Веккьо обветшала, обнаруживая структурные проблемы и угрожая распадом. Новые планы по реконструкции были реализованы. Фасад церкви сохранил портал конца 16-го века и теперь представляет собой двойную барочную лестницу. Интерьер был отремонтирован в 1629-1632 годах Карло Мадерно и демонстрирует сходство с дизайном Мадерно нефа Святого Петра в Риме, за исключением того, что у Сан-Доменико есть небольшие боковые окна.
От прежней церкви Сан-Доменико сохранились некоторые фрагменты: монастырь (1455-1579 гг.), Часовня Святой Екатерины и большое окно в готической розе (21 х 8,5 м) около хора, выполненное Бартоломео ди Пьетро и Мариотто ди Нардо в 1411 году. Это окно также изображено на фреске, которая сейчас находится во Дворце Приоров в Перудже. Колокольня была построена в 1454-1500 годах ломбардским архитектором Гасперино ди Антонио. Первоначально она была выше [120м], чем сейчас [60м], но позже она была уменьшен по соображениям стабильности.

На протяжении веков некоторые подвижные произведения искусства внутри церкви были удалены. В нем до сих пор хранится погребальный памятник XIV века папе Бенедикту XI, который умер в Перудже в 1304 году (возможно, исполненнный учеником Арнольфо ди Камбио). Здесь до сих пор сохранился алтарь (1459 г.) часовни Розария Агостино ди Дуччио и деревянные хоры, датируемые концом 14-го века. В церкви когда-то размещалась также алтарь Перуджи (Полиптих Гуидалотти) Фра Анджелико, ныне находящийся в Galleria Nazionale dell'Umbria. Часовня Святой Екатерины украшена фресками XIV и XV веков".

История кончается в лучшем случае в 17 веке))
Но можно навскидку найти некоторые уточнения:

"Она [церковь] рухнула в 1614 году, и пришло второе [здание]. Именно тогда мы обратились к Папе, который в 1625 году послал Мадерно, который, повторяя то, что он сделал в расширении базилики Святого Петра в Риме, восстанавил церковь с массивными формами, значительно уменьшающими долю сводов.
Внешняя структура церкви оставалась нетронутой до 1700 года, когда вдоль стен, которые обезображивали растение (или завод, или что чего обезображивало, непонятно, - quando vennero costruite una serie di cappelle lungo le fiancate che ne sfigurano la pianta), была построена серия часовен с помпезностью в стиле барокко.
Колокольня была построена между 1464 и 1500 годами Ломбардом Гасперино д'Антонио. Квадратная колокольня высотой 126 метров с мраморными окнами с тремя лампочками и статуями, украшавшими высокий шпиль в готическом стиле.
В 1546 году была «потеряна» верхняя часть, по приказу кардинала Иберио Криспо, возможно, по статическим причинам или по традиции, по приказу папы Павла III Фарнезе, потому что высота препятствовала траектории артиллерии его крепости (Рокка). Полин).
В 1864 году почти весь комплекс С. Доменико был преаращен в казарму. В 1964 году монастырь стал резиденцией Археологического музея и Государственного архива. Церковь за ее важность возведена в малую базилику папой Иоанном XXIII 3 февраля 1961 года".

Да и в этом случае столетний разрыв во времени не заполнен от слова совсем)).

Ну и так далее.
Но мы любим Жентильмена-язычника совсем не за это)))

А про второго живописца в следующем номере.

музей, живопись, история, искусство

Previous post Next post
Up