Со вторым художником, автором кливлендской картины, все еще замечательнее, чем с Джентиле.
"
Джованни ди Паоло (итал. Giovanni di Paolo di Grazia; ок. 1403-1482, Сиена) - итальянский художник эпохи кватроченто, один из самых значительных последователей сиенской школы живописи. Его произведениям присущи повышенная экспрессия, вплоть до экзальтации, и причудливая фантазия.
Сведений о жизни художника сохранилось крайне немного. Джованни ди Паоло родился в Сиене около 1403 года. Точная дата рождения неизвестна; первый существующий документ, в котором фигурирует его имя, датирован 1417 годом.
По всей видимости, учителем Джованни ди Паоло был Таддео ди Бартоло. Свою творческую карьеру ди Паоло начал как художник-миниатюрист. Расцвет его деятельности пришёлся на 1440-1450-е годы: в это время художник создаёт самые известные свои произведения.
На протяжении всей своей жизни Джованни ди Паоло не покидал свой родной город и умер в Сиене в 1482 году.
В истории искусства было довольно много художников, чьи имена на протяжении нескольких веков оставались забытыми. Причины тому были разные, но одна из главных - непререкаемость мнения Джорджо Вазари, который сам будучи художником-маньеристом, в качестве художественного идеала выставлял творчество Рафаэля, Микеланджело и последующих маньеристов. К таким забытым художникам принадлежал, например, Сандро Боттичелли, о котором «вспомнили» только в конце XIX века. К таким мастерам относится и Джованни ди Паоло, который получил заслуженную посмертную славу только в XX веке.
Несмотря на то, что разные искусствоведы видят в произведениях Джованни ди Паоло разные реминесценции из творчества художников-современников Джованни или сиенских мастеров первой половины XIV века (в качестве «доноров», у которых Джованни ди Паоло заимствовал те или иные элементы, приёмы или некий творческий дух, приводятся имена Таддео ди Бартоло, Грегорио ди Чекко, Джентиле да Фабриано, Сассетта, Симоне Мартини, и Амброджо Лоренцетти), этот мастер создал свой, исключительно индивидуальный стиль, который легко узнаваем даже для непрофессионального взгляда.
Причудливая фантазия и поразительная экспрессия произведений Джованни отражают необычный взгляд на мир, который был присущ этому мастеру. Не случайно в начале XX века особый интерес к нему проявляли художники - экспрессионисты и сюрреалисты. Мир сказочного сна, или готической грёзы, созданный Джованни, был равнодушен к суете флорентийских художественных новаций.
Он также занимался книжной миниатюрой, известны и написанные им для сиенской Биккерны таволетта.
Джованни ди Паоло принадлежит ряд миниатюр к «Божественной комедии» Данте. Известный манускрипт из Британской библиотеки с текстом «Божественной комедии» Данте Алигьери был заказан в 1440-х гг. Альфонсо, королём Арагона, Неаполя и Сицилии. На 190 его страницах Приамо делла Кверча и Джованни ди Паоло нарисовали 112 миниатюр, причём делла Кверча иллюстрировал чистилище, а Джованни рай.
Манускрипт не имеет точной датировки. Примерная дата его создания была определена по миниатюре Джованни ди Паоло, на которой он изобразил Флоренцию, с недостроенным куполом собора. Поскольку Филиппо Брунеллески завершил его в 1444 году, создание этих миниатюр относят к началу 1440-х годов."
Занятно, что
вики-ит посвятила этому персонажу всего пару коротких абзацев.
"После его смерти он долгое время почти не считался, но был возобновлен в 20 веке."
В вики есть
картинки иллюстраций к Данте.
Они чудесны))
Провененанс манускрипта:
Alfonso V, king of Aragon, Naples and Sicily (reigned 1416 to 1458): his arms (f. 1).
Ferdinand (Fernando de Aragón), Duke of Calabria (b. 1488, d. 1550): his donation to the convent of San Miguel, Valencia in 1538.
The monastery of San Miguel de los Reyes, Valencia, 1613: inscribed 'Ex commissione dominorum Inquisitorum Valentie vidi et expurgavi secundum expurgatorium novum Madriti 1612. et subscripsi die. 14. Septembris 1613. ego frater Antonius Oller' (f. 190v).
Bought by Henry Yates Thompson from Señor Luis Mayans, Madrid, May 1901.
Henry Yates Thompson (b. 1838, d. 1928), collector of illuminated manuscripts and newspaper proprietor: with his book-plate inscribed '[MS] CV / £blee.e.e [i.e. £1900.0.0] / [bought from] Harris / Madrid / May 29 / 1901' (inside upper cover).
Bequeathed to the British Museum in 1941 by Mrs Yates Thompson.
Интересно, а химический состав синей краски кто-нибудь исследовал?