История заводоуправления собором
из первых рук)
Длинная и скучная))
Epoca di passaggio (Период перехода)
Строительство новой соборной церкви не долгое время оставалось чисто церковным обязательством, но вскоре предполагает оттенок «гражданского события», для которого муниципалитет не остается чужим.
Хотя вмешательства городского совета были задокументированы с 1285 года, только через десять или пятнадцать лет муниципалитет встречается в организации сайта (nell’organizzazione del cantiere) и, следовательно, в «организационной структуре» оперы.
**Хотя слово cantiere в предложении г-переводчик перевел как "сайт", отдельно стоящее слово там же переводится как "двор" с добавлением "cantiere stradale - строительная площадка" и "cantiere navale - верфь". В печатном итальянско-русском словаре cantiere однозначно означает "верфь, док".
Первоначально светская власть ограничивалась техническим вмешательством и поддержкой фабрики (fabbrica), предоставляя специализированный персонал (сметы) для оценки жилья каноников, которые должны были быть снесены, или просто участвуя в предприятии с поставками материалов, в соответствии с уже проверенной практикой для других дворов, особенно для тех из нищих орденов ...
**fabbrica в словаре переводится как: 1) стройка, сооружение, строительство; 2) завод, фабрика; 3) строение, кораус, здание.
Когда в 1292 году народное правительство (governo popolare) достигло полной зрелости благодаря новой судебной системе лордов Семи Консулов Искусств (Signori Sette Consoli delle Arti), единоличного исполнительного органа, способного таким образом осуществлять контроль над политико-бюрократически-административными структурами города, возникла необходимость объединяющего элемента, символа идентичности и городской сплоченности. В типичной перспективе к.д. Гражданское христианство (c.d. cristianesimo civico), Дуомо, с точки зрения преданного служения, также становится выражением принадлежности к городу Орвието, источнику политического престижа и общественного согласия.
В то же время происходит процесс ассимиляции Оперы с другими муниципальными управлениями, чему способствует передача епископа Франческо Мональдески во Флоренцию (1295 г.) из-за запрета, брошенного Бонвифацио VIII против Орвието, враждебного по отношению к политике экспансионизма муниципалитета против Вальдилаго (территория между озером Больсена и Аквапенденте под властью церкви).
В 1295 году Семь Лордов, вновь подтверждая fra’ Bevignate в роли оперрариуса, представили двух или трех должностных лиц муниципалитета, ответственных за шесть месяцев или год, названных soprastanti (superstites), в окружении нотариуса; после короткого периода путаницы и терминологической взаимозаменяемости, а иногда и ролей, которые продолжались примерно до 1300 года, они стали заниматься чисто административными вопросами, ограничивая компетенцию операриусов исключительно техническими аспектами. Переход от избранного rettore ecclestiastico (церковного ректора?) на всю жизнь к надзирателям (soprastanti), назначенным на определенный срок муниципалитетом, знаменует собой начало изменений в Опере.
Prima legislazione (Первое законодательство)
Структура, подготовленная для Оперы Советом Семерых (? Signori Sette) в конце 13-го века находит большую стабильность и артикуляцию в резолюции Совета 1300 года, в которой издаются реальные нормы организации Фабрики. Этот первый закон устанавливает совместное управление, фактически уже существующее, между епископом, капитулом и муниципалитетом (vescovo, capitolo e comune), которые на равных полномочиях занимается определением отделений и аспектами учета, а именно: принятие предложений для собора (offerte per la cattedrale), собранных в специальный ящик (cassetta) (truncho), от которого все три имеют ключи, учет денег в трех отдельных тетрадях (in tre distinti quaderni) и еженедельные выплаты заработной платы и материалов.
Отделение записей в валюте Оперы (entrate in moneta dell’Opera) от записей епископа, осуществляемое через вышеупомянутую ячейку для подаяний (cassetta per le elemosine), составляет предпосылку автономного финансового управления, что является первым шагом к будущему приобретению «правосубъектности».
Что касается рабочей силы, то резолюция Совета граждан (Consiglio Cittadino) предусматривает присутствие рабочих (? операторов, operarius), которые теперь отнесены к некоему «caporalato (?прорабам?)» строительной площадки, с уменьшенной ролью в надзоре за работами и привлечении работников на работу, и два вышестоящих (soprastanti), с задачей посещения рабочих и мастеровых (maestranze ed operai), исправляя их при необходимости; к ним добавляются два ревизора для утверждения расходов, нотариус, который регистрирует ежедневные расходы, и камергер, казначей фабрики (camerario, economo della Fabbrica)
Superamento della crisi (Преодоление кризиса)
В начале 14-го века Семь лордов (Signori Sette), играя на трудностях, с которыми столкнулось папство после смерти Бонифация VIII (1303 г.) и установления папской курии в Авиньоне (1309 г.), начали политику секуляризации (laicizzazione) Оперы сначала с большим контролем над доходами, а затем вмешательством в художественные решения двора.
Преодолев темный период для Фабрики, известный как «кризис поколений (crisi generazionale)» (1295-1304 гг.) и характеризующийся остановкой работ из-за изменения художественной чувствительности и историко-культурного субстрата, муниципальные власти вводят новую фигуру, назначенную на управление технико-художественные аспектами: l’universalis capud magister, роль, порученная сиенскому архитектору Лоренцо Майтани до 1310 года; фактически в этом же году, в качестве подтверждения поручения ему, новый мастер-строитель (capomaestro) получит гражданство Орвието в соответствии с широко распространенной практикой среди средневековых городов.
Представляя связующий элемент между строительной площадкой (cantiere) и Оперой, мастер-строитель заполняет пустоту, которая была создана в 1300-х годах, с уменьшением навыков операторов (operarius) и приобретением административных задач вышеупомянутыми.
Введение этой фигуры, названной муниципальной, которая преобразует Собор (Duomo) с архитектурной точки зрения и Фабрику (la Fabbrica) с организационной точки зрения, способствует реализации проекта по поглощению Оперы, желаемой Signori Sette и предназначенного для того, чтобы продлиться до конца их первого правительства (1313).
Фактически, некоторые изменения претерпит организационная схема, составленная представителями исполнительной власти; документы 1315 года свидетельствуют об окончательном исчезновении operarius и о наличии целых четырех вышестоящих (soprastanti), по одному на район, что свидетельствует о прочной связи между территориальной и административной структурой города и его собора (cattedrale).
IL cantiere (строительная площадка)
В течение XIV века (del ‘300) Фабрика (Fabbrica) становится важной точкой отсчета в повседневной жизни города как места технологических экспериментов и экономического центра, на котором работают более двухсот человек, прежде всего местных.
Фактически, в строительстве собора участвуют разные категории труда, от общих и повседневных до фиксированных и узкоспециализированных категорий, независимо от того, включены они в корпорацию или нет. Есть много квалификаций, профессий и ремесел (le qualifiche, le professioni ed i mestieri) (142ca, подсчитанных между 1321 и 1450); в основном это люди из строительного сектора, такие как каменщики и неквалифицированные рабочие, но также и работники без точной профессиональной квалификации, призванные работать где угодно и с любой работой; среди них есть, вероятно, каменотесы и камнедробильщики, которые занимаются подготовкой камней, добытых в карьерах.
Ремесленники и квалифицированные рабочие - это, прежде всего, кузнецы (fabbri), которые производят и ремонтируют инструменты, пильщики (?) для мрамора и дерева (segatori di marmo e legname), плотники, которые занимаются лесами и подмостками (impalcature e dei ponteggi), а также транспортирщики материалов.
До середины 14 века присутствие женщин, вовлеченных в перевозку камня и земли, также задокументировано.
Проблема организации труда является фундаментальной на строительной площадке (cantiere) такого большого размера, где сосуществуют разные процессы, каждый из которых выполняется по логистическим причинам, в определенных местах, которые настроены как «микростройки (microcantieri)» и требуют разных навыков.
В дополнение к строящемуся собору (Duomo in costruzione), на площади расположены другие рабочие места: печь для варки стекла (una fornace per la cottura del vetro), расположенная между церковной кафедрой (tribuna della chiesa) и епископским дворцом (Palazzo Vescovile), мастерские по обработке деревянных вставок и выплавке чугуна (laboratori di tarsie lignee e della fusione del ferro) на первом этаже Палаццо Солиано, печь для строительного раствора и мастерская мозаики, на первом этаже Палаццо Оперы (pianterreno del Palazzo dell’Opera), и лоджия каменщиков и мастеров камня перед Дуомо. Стоит также упомянуть и загородные места, которые возникли в местах, где добывались материалы, или вдоль транспортных путей.
** ferro переводится как железо, но fusione del ferro г-переводчик упорно считает выплавкой чугуна.
Мастер-строитель, проектировщик, строитель с естественной предрасположенностью к архитектуре призван координировать работу «большой строительной площадки (grande cantiere)»; некоторые мастера или неквалифицированные рабочие вместо этого играют роль лидера группы, занимающегося сбором и перераспределением заработной платы для каждой команды работников.
Фактически, команда (squadra ** квадра, эскадра) является типичной формой организации труда, очень похожей на корпоративную; группа, со своей внутренней иерархией, находит свои объединяющие элементы в типе обработки или в использовании определенных инструментов и оборудования или в связях родства между рабочими.
Таким образом, общая идея заключается в очень конкретном унитарном проекте, который, находя связующий элемент в Опере (nell’Opera), использует командную работу, но в то же время подразделение задач и квалификаций, которое напоминает различие искусство в разных мастерских (botteghe) города, в этом контексте стройка (cantiere) кажется идеально подходит.
L’istituzione (учреждение)
На протяжении 14 века Fabbrica продолжает стоять на обычном «смешанном управлении», с появлением, хотя и не так часто, епископа и капитула (del vescovo e del capitolo) в выборе главного строителя, камергера и нотариуса (del capomaestro, del camerario e del notaio) или в определении заработной платы, хотя вмешательства муниципалитета (comune) в отношении Оперы увеличиваются, чтобы получить ипотеку или квалифицированную рабочую силу, которая будет использоваться на ее строительных площадках
Чтобы положить конец этой ситуации, был составлен первый Устав Оперы (Statuto dell’Opera) в 1421 году, как «следствие» папской буллы 1420 года, в котором Мартин V поддерживал хорошие отношения с городом Орвието в деликатный момент реорганизация Stato della Chiesa, удовлетворяет просьбу муниципалитета об исключении духовенства из дел Оперы в пользу исключительно светской администрации.
В то время как, с одной стороны, Статут представляет собой кодификацию практики и юридическую основу Оперы, с другой стороны, он не обозначает начало своей автономии, которая до сих пор парадоксально обеспечивалась балансом между светскими и церковными властями, которые контролировали друг друга
Главы (I capitoli) 1421 года, по сути, являются результатом операции, полностью продвигаемой муниципалитетом, который, требуя защиты и ухода за Fabbrica, фактически осуществляет полную гегемонию над ним, избирая своих должностных лиц, управляя своими доходами, а также вмешиваясь в его благотворительную деятельность. В штате, установленном Уставом, четыре soprastanti подтверждаются, нотариус, назначенный не только для ведения учета въездных и выездных документов, но также и реестров обсуждений, продаж, предложений, сумм и камерарио (camerario), который получает доходы, берет на себя расходы и несет ответственность за предметы домашнего обихода, мебель, священные сосуды, инструменты и права Оперы; эти "чиновники (funzionari)", назначенные на шесть месяцев среди известных граждан, как и другие должностные лица муниципалитета, являются директорами Оперы, и их решения должны соответствовать всем "кадрам (personale)", включая главного строителя, избираемым ежегодно по соглашению с консервативными лордами муниципалитета (Signori Conservatori del comune).
В дополнение к аудиторам (revisori dei conti), уже присутствующим в нормах 1300 года, в Статуте упоминается: «dottiere», заместитель по контролю над рабочими на стройке и на лоджии (loggia, ложа? масонская??), эксперт по обслуживанию маврикийских часов (dell’orologio di Maurizio), размещенных на башне площади, адвокат, прокурор (procuratore) Орвиетского суда и два "хранителя печати (custodi della cera)".
Проблема «вмешательства» епископа и каноников в управление Оперой не будет решена окончательно; в 1462 году духовенство вернется, чтобы иметь свой собственный ключ в ящике с пожертвованиями (cassetta delle offerte), помещенном внутри Дуомо.
XVI e XVI secolo
Годы после разработки первого Устава характеризуются не структурными изменениями в Опере, а значительным увеличением ее активов в сфере недвижимости.
Представители дворянских семей (nobili famiglie) из Орвието, такие как Prodenzani, Vitelleschi и Monaldeschi, оставили в наследство собору и, следовательно, Фабрике (Fabbrica), некоторые важные поместья: замок Prodo (1457), замок Benano (1473) и замок Sala (1518). Этот последний замок был получен (incamerato) благодаря завещательному завещанию дворянки (nobildonna) Джованны Мональдески делла Червара, которая ранее пожертвовала Опере значительные суммы денег на роспись и украшение Новой капеллы, как исполнителя завещания ее мужа Пьетрантонио ди Джентиле де Мональдеши (1500 ) и для алтаря часовни волхвов (1509) в Дуомо.
Истоки этого эффектного земельного наследия до сих пор помнят по мемориальной доске, установленной в 1648 году Камерленго Филидио Маработтини (Camerlengo Filidio Marabottini) внутри собора, а затем перенесенной и установленной перед входной дверью в Палаццо делл'Опера.
Помимо того, что они представляют собой новый источник дохода, приобретение этих объектов недвижимости, которые являются настоящими феодами (propri feudi), влечет за собой дополнительную прерогативу Фабрики: отправление гражданского и уголовного правосудия на территории замков, осуществляемое его самым высоким Чиновником (alto officiale), Камерленго, наделенным властью судить виновных.
I capitoli del 1553 (главы 1553 г.)
Первая реформа Устава Оперы происходит в 1553 году; чтобы интегрировать уже существующие нормы, выпускаются другие главы, которые разъясняют и частично изменяют задачи и обязанности различных должностных лиц, привнося новые функции в организационную структуру.
Самая высокая и наиболее представительная роль - роль Камерленго (ранее Camerario в 1421 году); он отвечает за церковь, ризницу и предметы, содержащиеся в них (della chiesa, della sagrestia e degli oggetti), и руководит служителями культа и священниками (ministri di culto ed i cappellani).
Будучи «властелином феода» и распорядителем правосудия в замках, унаследованных от Фабрики (ereditati dalla Fabbrica), он занимается отношениями с вассалами (а также с рабочими), проводит публичные слушания три дня в неделю (дни Iuridici) и является необходимым для завершения Мемориала фабрики (c.d. Memoriale della Fabbrica), реестра, в котором записана вся недвижимость с соответствующими словами, техникой и границами.
Работа Камерленго контролируется четырьмя Верховными начальниками (Soprastanti), которые после присяги правителю (governatore), посланному центральным правительством Рима, теперь составляют настоящий совет (нумеретто или малый совет), который должен собираться раз в месяц, и они также проверяют бухгалтерские книги.
Однако реальное новшество, введенное правовыми системами 1553 года, - это новая фигура Кассира (или компьютиста) (Cassiere (o computista)); он является министром Camerlengo, отвечающим за управление финансовой деятельностью Оперы и ответственным за хранение трех разных книг въезда / выезда (libro giornale, quinternuccio longo и большая книга (libro grosso)). Computista также получил заказ на регистрацию нового типа - регистрацию должников и кредиторов Opera, которая, помимо того, что уделяет особое внимание бухгалтерскому учету, также свидетельствует о заинтересованности Фабрики в производстве и сохранении новых документарных форм, что небольшое время спустя (1583, 1589) это приведет к идее «архива».
XIX secolo
Фигура Камерленго в течение долгого времени продолжает представлять Оперу, выполняя важные задачи, такие как уход за феодами или помощь епископу в выполнении функций и, в частности, в процессии Корпус Домини (processione del Corpus Domini); документы семнадцатого и восемнадцатого веков также свидетельствуют о «праве на подсчет (diritto di spoglio)», которое Fabbrica осуществляет через Камерленго в отношении священных товаров и предметов обстановки, принадлежащих умершим епископам. Камерленго также имеет церковную неприкосновенность для домов и площади Дуомо, а также право требовать уплаты налогов на ярмарках, проводимых на площади.
Статут 1421 года и «дополнения» 1553 года остаются в силе до второй половины девятнадцатого века.
За весь период, в который Орвието входит в состав папских государств (середина XV в. - 1798 г .; 1816 г. - пос. 1860 г.), а также в трудные годы французского господства (1800-1814 гг.), характер, функционирование и наследие Оперы остается неизменным.
Именно с присоединением к Королевству Италии происходит административная и экономическая реорганизация, ознаменованная двумя основными событиями, связанными друг с другом: Королевские фабричные правила (Regio Regolamento della Fabbrica) 1866 года и конфискация имущества Оперы по Регио Деманио (Regio Demanio) в 1872 году.
Эти два события являются частью новой политической ориентации итальянского государства по отношению к Церкви, которая завершается подавлением церковных органов, конфискацией и продажей соответствующих активов (законы 1866, 1869, 1870). Приравнивая Оперу к церковным основам (Assimilando l’Opera alle fondazioni ecclesiastiche), правительство, с одной стороны, вторгается в его структуру, приписывая кандидатуру президента и ограничивая прерогативы муниципалитета, который в 1864 году определил себя как «владельца собора», а с другой присваивает поместья Sala, Benano e Prodo.
Только после победы в длительном судебном процессе против государственной собственности (1874 г.) Опера получает в качестве компенсации за ущерб аннуитет, явно меньший, чем действительная стоимость экспроприированных активов, и недостаточный для восстановления состояния собора, которое, нуждаясь в реставрации, но без необходимых средств для их проведения, постепенно разрушается. Критическая ситуация, в которой находился Собор, дополняется закрытием мастерских по резьбе и инкрустации, мозаики и сокращением (снижением качества??) каменотесов и каменщиков (la riduzione della maestranza di scalpellini e muratori).
Однако сложная экономическая ситуация, вызванная конфискацией поместий, частично разрешается с помощью объявления в 1874 году национального монумента Дуомо, который отмечает участие государства в расходах на содержание и консервацию собора, что положило начало реставрации XIX века и восстановление Оперой ее исторической роли.
I regolamenti del 1866 e del 1867 (Правила 1866 и 1867 гг.)
Бюрократически-административное преобразование Оперы в девятнадцатом веке осуществляется постановлением, принятым в декабре 1866 года королем Витторио Эмануэле по предложению министра благодати, справедливости и культа (Ministro di grazia, giustizia e culti).
Новый Статут, который оставался в силе более века, представляет собой реформу "органического регулирования", разработанного муниципалитетом два года назад, которое сохранило за собой права собственности и юрисдикцию над Дуомо и его активами, а также властью назваться c.d. Commissione Amministrativa della Fabbrica, действующей муниципальной делегацией (delega comunale).
Когда в 1866 году государство частично заменяет муниципалитет (comune), управление Оперой поручается совету под названием «Депутация (Deputazione)», состоящему из президента королевского назначения, который занимает должность в течение четырех лет, четырех советников и двух заместителей, избираемых Городским советом и сменяющихся каждые два года.
Согласно новому регламенту, президент имеет право на все консервативные акты прав Оперы (atti conservativi dei diritti dell’Opera), представленние их в суде, как в качестве истца (attrice), так и в качестве ответчика (convenuta), а также на исполнение решений совета.
Задачи Депутации являются широкими и призваны решать все вопросы простого администрирования: расходы, назначение наемных работников, условия контрактов, бюджеты и итоговые бюджеты (впоследствии утвержденные муниципалитетом и министерством культов (Ministero dei culti)). Должность кассира (figura del Cassiere), созданная еще в 1553 году, подтверждена для сбора доходов и оплаты мандатов.
Оценки и технические указания относительно реставраций, которые должны быть выполнены в соборе, и утверждение уже выполненных работ являются обязанностью не Депутации, а специальной внешней комиссии, назначаемой префектурой, которая в 1884 году будет заменена Консервативной комиссией объектов изобразительного искусства и памятников провинции Перуджа (Commissione conservatrice degli oggetti di belle arti e dei monumenti della provincia di Perugia).
Новая структура, принятая Оперой в 1866 году, была усовершенствована через год Внутренним регламентом муниципальной депутации, в котором упоминаются все новые должности (nuove figure), которые дополняют организационную структуру.
** не знаю, почему г-переводчик считает, что figure это "цифра"
Люди, которые работают в администрации фабрики (opera all’amministrazione della Fabbrica) и получают фиксированную зарплату, в первую очередь делятся на две категории: сотрудники, такие как секретарь бухгалтера (Segretario Contabile), мастер часовни (Maestro di Cappella), мастер скрипки (Maestro di violino) и кассир (Cassiere) и наемные работники, или певцы и члены Дуомо Оркестра (salariati, ovvero i cantanti e componenti dell’Orchestra del Duomo), деревенский фактор (il fattore rurale), хранители собора (custodi della cattedrale) (chiericoni).
В частности, секретарь бухгалтерии отвечает за ведение Административных книг и реестров резолюций Депутации, отправку корреспонденции, а также остатков по колониальным счетам (Segretario Contabile è deputato alla tenuta dei Libri di Amministrazione e dei registri delle deliberazioni della Deputazione, al disbrigo della corrispondenza, nonché ai saldi dei conti colonici).
Другой секретарь (юридический секретарь) (segretario (Segretario Legale)) предоставляет подготовку протоколов заседаний и заключения по юридическим вопросам Opera.
**
Из истории, как это принято в Италии)), выпало примерно триста лет.
Поздние структуры управления и способы делопроизводства смутно напоминают мне сиенские, что в общем, неудивительно))
Ну и конечно Семь Консулов Искусств (Signori Sette Consoli delle Arti) в качестве управляющей компании - это чудесно)))