Пеарю замечательного историка:
Лидия Грот, кандидат исторических наук
http://pereformat.ru/grot/ Истоки исторических концепций. Логически непротиворечиво. Пришла в восхищение.
"...идею итальянских гуманистов о воспитании общества на основе прославления великого прошлого его предков ждала иная судьба. Неустанная и длительная работа итальянских политиков, представителей купечества и аристократии, поэтов, мыслителей, художников по внедрению в сознание флорентийцев, венецианцев, римлян мысли о том, что у них у всех было единое великое прошлое. Античность - то прошлое, которым надо гордиться и осознавать себя его неотъемлемой частью, - сделалась стержнем, вокруг которого стало группироваться идейное развитие итальянского общества и который стал неотъемлемым фактором в процессе формирования итальянской нации. ...
... в деятельности итальянских гуманистов, параллельно с возвеличиванием своего славного прошлого набрало силу очернение исторического прошлого своих соседей - североевропейских народов - в форме поругания готского начала, как разрушителя великой античной культуры Рима...
... «антиготские» идеи, как сказано выше, достигли кульминации своего развития к XVI веку и пронизывали всё творчество итальянских гуманистов от исторических до литературно-поэтических сочинений. Антиготская пропаганда, сложившись в устойчивую историографическую традицию итальянского гуманизма, задевала человеческое достоинство многих европейских народов. Но больше всего мишенью антиготских нападок итальянских гуманистов осознавало себя немецкоязычное население Священной Римской империи, т.е. население Германии, а также ощущавшие своё родство с ним представители образованных слоёв скандинавских стран. В Германии постепенно получило развитие негативное отношение ко всему итальянскому или римскому...
... с конца XV-начала XVI вв. стало складываться особое интеллектуальное и идейно-политическое движение протеста - готицизм. Его сторонники стремились возродить и показать великое историческое прошлое древнего народа готов, прямыми предками которого считали себя народы Германии и скандинавских стран, что породило, со временем, умозрительное тождество готского и германского. Как видим, и здесь стремление отстоять своё человеческое достоинство пробудило интерес к своей истории, но вылилось также и в форму защиты своего исторического прошлого от нападок иноземных клеветников....
...Свеннунг отмечал, что ревностное изучение античных авторов, благодаря которому итальянцы открыли миру величие древнеримской империи, уничтоженное германцами, сменилось не менее ревностным изучением в немецкой среде немецких источников или источников, с помощью которых можно было бы ослабить или полностью опровергнуть обвинения итальянских гуманистов. Так европейскому миру были заново открыты сочинения Тацита и Иордана.
Одним из первых исторических произведений, возвеличивших германскую древность, стало произведение
Франциска Иреника под названием «Germaniae exegesis», появившееся в 1518 году...
...германцы провозглашались законными наследниками Римской империи. По замечанию шведского историка Курта Юханнессона, Иреником были сформулированы идеи, заложившие основы западноевропейского историописания, сохранившие своё влияние до наших дней.
Я бы несколько скорректировала эти слова и сказала, что Иреник заложил основы готицизма, которые стали становым хребтом значительной части западноевропейской историографии, пронесшим через века мысль о германских завоеваниях как причине возникновения государственности в Европе. Интересно, что Иреник обсуждал план своего труда с другими немецкими историками, и по требованию Виллибальда Пиркхеймера, которого шведский историк Юханнессон назвал Нестором немецких гуманистов, включил готов в число германских народов, что и оформило идею тождества готского и германского, столь привычную нам.
Возникнув в нездоровой обстановке несправедливых обвинений и предъявления абсурдных исторических «счетов», готицизм изначально был обречен сделаться рассадником исторических мифов и утопических взглядов, чем он на долгое время и стал.
В завершение этого краткого историографического обзора необходимо отметить, что исторические препирательства между представителями итальянской гуманистической историографии и сторонниками готицизма стали фоном для ещё одного идейного противостояния в Западной Европе, а именно, славяно-германского.
Для представителей готицизма стремление защитить историческое прошлое германских народов от критики итальянских гуманистов вылилось в упорное желание отыскать объект, на который можно было бы в свою очередь перенести обвинения в варварстве, темноте, неспособности к цивилизованному развитию. Такой объект был отождествлён со славянскими народами. Сам по себе этот спор - целиком и полностью порождение западноевропейской идейной традиции, перенесённой в Россию в XVIII веке Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлёцером, а также другими представителями западноевропейской общественной мысли, вместе с набором представлений, известных в науке под названием норманнская теория.
XVIII век стал тем временем, когда многие из западноевропейских историографических представлений, сложившихся в течение предыдущих столетий, стали достоянием российской общественной мысли и начали влиять на развитие российской исторической науки."
http://pereformat.ru/2011/09/goticizm/ Вот оно что...