При разглядывании картинок про турецкие древности, в частности вот этой
.
http://roadeveron.blogspot.com/2010/11/afrodisias.html>
всплыла тема трех граций.
Изображенных на платьице в весьма знакомых позах. Может быть, канонических? Непонятно.
(про город Афродисиас неохота ничего искать в тумане, говорят, что образовался во II веке до нэ, но что-то раскопали аж VII века до нэ. В V веке нэ из храма Афродиты сделали базилику.
Вот не могу я этого постичь никак. С мистико-эзотерической точки зрения тут должно быть место, намоленное языческому идолищу, как тут молиться христианину?
А кстати, где элементы интерьера христианской базилики? Не нашли при раскопках?)
Внезапно!)) захотелось узнать подробности - имена граций, происхождение, "а ваши кто родители?" и пр.
Внезапно)) выяснилось, что науке это неизвестно.
Ну то есть известна куча вариантов количества, имен, родителей, атрибутов, функций, символики, мест рождения культа и пр.
На деле это означает, что ложки внятного ответа опять не существует.
Можно убедиться, помимо вики,
тут ,
тут ,
тут и больше всего
тут "благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни"
"они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния.
Флорентийские философы-гуманисты 15 века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению.
Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь."
**Это не все интерпретации
"В "Теогонии" Гесиода хариты - дочери Зевса и океаниды Эвриномы (у других авторов родители харит - Гелиос и гесперида Эгла, Дионис и Афродита или же Дионис и нимфа Коронида).
**Это далеко не все варианты родителей
"Имена харит у Гесиода: Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая")."
**Наиболее общепринятые
"Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре.
Среди вариантов имен харит известны: Клета ("желанная"), Фаенна ("сияющая"), Пейто ("убеждение"), Ауксо ("приумножающая"), Карпо ("плодоносящая"), Талло ("цветение"), Гегемона ("руководительница")."
**Это далеко не все имеющиеся имена, я насчитала около двадцати
"Они даруют смертным веселость, ловкость, приятное расположение духа, а также щедрость и благоразумие. Их атрибуты - роза, мирт, яблоко и игральные кости."
**Как сочетаются благоразумие и игральные кости - непонятно)).
"в своем кружении они символизируют смену времен года"
**Сколько времен-то - три?
"Существуют предположения, что в поздней античности композицию "Трех граций" использовали для обозначения публичных домов. В Берлинском музее хранится похожий рельеф с надписью: «Ad sorores III» - "У трех сестер" (лат.)"
**Ничего себе "радостное, доброе и вечно юное"
(Абсолютно нет никакого желания углубляться в дебри "незыблемого фундамента", там на самом деле все тот же "туман - сплошная пелена". Замок на тумане.)
Зато на образовательном сайте все коротко и ясно:
"Хариты (в римской мифологии - грации) - богини прелести и обаяния. Харит было три: Эвфросина, богиня праздничной радости; Аглая, богиня праздничного сверкания и блеска; Талия, богиня цветущего счастья. Хариты обитали на Олимпе и были подругами Муз. Они постоянно сопровождают богиню любви Афродиту, богиню красноречия Пейто и бога Гермеса, т.к. привлекательность и обаяние были непременным свойством этих олимпийских богов."
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12330&cat_ob_no=12295**Почему не написать, что наука история точный ответ дать не может?
"В ранние времена хариты были представлены одетыми, потом их фигуры были всегда голые, но даже Павсаний не знает, кто ввел обычай, представляющих их голыми."
**Павсаний - это голова!))
"Труд древнегреческого писателя (Пасвания же) до XIX века считался предпочтительной формой знакомства с Грецией. Именно с его путеводителем Грецию посещали путешественники XVIII-XIX вв. ... в один прекрасный момент его описание оказалось единственным полностью сохранившимся." Хотя "произведение Павсания в древности по достоинству не оценили" (Загадка античной Греции. Ролан и Франсуа Этьен, М. 2006)
Видимо, надо понимать так, что труд этого замечательного автора со II века н.э. где-то сохранялся, неизвестный никому до 18-го века, когда с ним по Греции стали перемещаться толпы туристов. И за прошедшие 16 веков описание страны и ее достопримечательностей нисколько не устарело. Бывает, чо.
"Согласно античной традиции, трех граций изображали следующим образом: Аглая и Талия - по сторонам, лицом к зрителю, Эвфросина - в центре, спиной... Сцепление их рук - символ единства трех добродетелей и составных частей истинной красоты... Самые известные произведения - римская реплика несохранившегося греческого оригинала, хранящаяся в Сьене (ее повторение имеется в Ватикане), и стенная роспись из Помпей. Известны и другие произведения, все они восходят к более ранним, утраченным оригиналам. Подобные композиции были хорошо известны художникам Итальянского Возрождения, о чем свидетельствует гравюра Маркантонио Раймонди, воспроизводящая группу из Сьены."
Все найденные мной изображения доренессансных обнаженных граций, от Северной Африки до Турции, действительно похожи как две капли воды.
(
Тут целая куча, например, датирующаяся от 4 в. до нэ и до 16 века нэ, с перерывом в тысячу лет, как минимум. И никаких вариаций канона. Странно мне.)
И практически идентичны грациям Рафаэля.
Немногочисленные одетые грации ничего общего с обнаженными не имеют и вообще на граций мало похожи)
Грации почти всех остальных авторов кроме Рафаэля изображены в позах, от "канонической" отличающихся.
Примеры
тутВот интересно, где Рафаэль этих "каноничных" нашел?
Помпеи не раскопали еще.
Сиенская скульптура отличается отсутствием рук у граций.
Кстати, гравюру Маркантонио Раймонди я не нашла. То, что нашла, ссылается на Рафаэля, например
тут.
(Источником сведений о Раймонди является, как нетрудно догадаться, Вазари. Уникальной важности книга, ага.
Бедного Маркантонио обвинили в порнографии, хотя от его изделия осталась одна гравюра из объявленных 16-ти и мне кажется в ней этого самого нет. А самым популярным изданием этой порнографии является издание, отгадайте с трех раз), 1798 года. Французское).)
Да, и почему с сюжетом трех граций искусствоведами сопрягается сюжет "Суд Париса"?
По принципу - тут три и там три? И только?
Опять сплошные загадки, короче