Sep 13, 2012 02:18
Совершенно не умею читать тексты определенного вида.
Например, в том же журнале "Про книги" есть статья "Книги, изменившие мир. Корабль дураков".
Автор утверждает, что "почти все переломные моменты в истории общества ознаменованы расцветом сатирической литературы" и называет имена Салтыкова-Щедрина, Булгакова и Ильфа с Петровым.
Тут во мне сразу рождается сакраментальное "огласите весь список, пжалста" - переломных моментов, стран и авторов. Чтобы я тоже могла его проанализировать и сверить свои выводы с авторскими. Не принимает мой мозг чужих выводов, такая беда у меня.
Далее на основании отсутствия современных Щедриных делается предположение, что возможно, нынче момент не переломный, или "может быть, общество не хочет расставаться с прошлым". То есть про настоящее автору не очень понятно.
Зато про прошлое 500-летней давности ясно абсолютно все:
"На рубеже XV и XVI столетий такие проблемы не стояли. Люди хотели бесповоротно распрощаться с феодальными порядками."
"На смену средневековому аскетизму, отрицавшему ценность земной жизни и культивировавшему пренебрежение к человеческой личности, приходит гуманизм с его утверждением каждого человека как мерила ценности и оправданности общественных отношений".
В этой фразе мне видится столько разнообразных смыслов, параллелей, противоречий и бессмыслиц. что я теряюсь.
Если присоединить сюда приведенные через пару страниц цитаты из книги:
"Я объявляю дураками
Всех тех, кто двигает ногами,
В прыжках дурацких и круженьи
Находит удовлетворенье"
и
"Всесильна мода, говорят,
И вот на ней другой наряд -
Кургузый, чуть не до пупа..."
то становится вообще непонятно, о каком аскетизме идет речь, собственно?
И чего особенно феодального было в "дуростях", которые обличал Брант?
Все, что он критикует, успешно критиковали последующие 500 лет, да и сейчас не перестают.
Автор говорит далее, что "Корабль дураков" был среди тех книг, которые подготовили Реформацию".
Религиозные войны, соответственно, тоже. Варфоломеевскую ночь еще, и всякое такое.
Гуманисты, такие гуманисты.
"Каждого человека как мерила ценности" мы имеем удовольствие наблюдать последние 20 лет буквально за окошком, кстати, аккурат после "аскетизма" известной ушедшей эпохи. Параллелька, однако.
Вообще, в "Корабле дураков" изначально главным был совсем не текст, о чем недвусмысленно сообщается:
"Для тех, кто пренебрежет моим сочинением Или не сможет его прочитать, Глядя на изображение, они узнают, Каковы эти дураки"
Но символика картинок не обсуждается в статье. Хотя черный пиар пятивековой давности тоже успешно параллелится с нынешними реалиями.
А еще про картиночного автора замечательно:
"Имя художника, иллюстрировавшего "Корабль дураков", в оригинальном издании не указано. Современные искусствоведы это имя назвали: Альбрехт Дюрер"
***
Про искусствоведов и рынок поддельных произведений искусства в этом журнале тоже есть статья)))
Там много прекрасного и удивительного, но мне больше всего понравилось вот это:
"Легендарный Энтони Блант - историк искусства, хранитель королевской картинной галереи, друг и учитель Эрика - охотно подписывал сертификаты на его фальшивки, пока сам не был обвинен в шпионаже в пользу Советского Союза, как один из знаменитой "кембриджской четверки", и не умер в 1983 году"
По поводу подделок у меня вопрос возникает - если сейчас такой разгул на тему пользующихся сегодня спросом изделий, то почему предположение о подобной деятельности в позапрошлом веке на тему изделий, пользовавшихся спросом тогда, вызывает бурю возмущения? Как следует из прочтения "Корабля дураков", хотя бы, люди нисколько не изменились за прошедшие века.))
***
И еще в журнале есть статья "Города земного мира", посвященная атласу Civitates Orbis Terrarum в 6 томах, издававшемуся с 1572 по 1618 г., по прочтении которой у меня образовался очередной вопрос:
Почему единственным городом, к плану которого прилагались портреты исторических лиц, является Константинополь, а историческими лицами - турецкие султаны, "начиная с основателя Османской династии - Османа (Оттомана, 1259-1324/1326)"?
Я в великом недоумении просто.
***
И это еще не все интересное. Очень хороший журнал оказался)))
чтение с интересом,
печаль,
тексты,
цивилизация