Приобрела недавно книжку.
А.А. Трофимова. Imitatio Alexandri. Портреты Александра Македонского и мифологические образы в искусстве эпохи эллинизма. Издательство Государственного Эрмитажа. СПб, 2012.
Хорошая книжка оказалась. Картинок много, сведений много, читается без моего обычного возмущения.
На полный разбор и осмысление почерпнутых сведений ни времени, ни сил нету, поэтому тоько пара интересных фактов.
Исследование портретов Александра началось в конце XIX века и с тех пор не прекращается.
Основных свидетельств три: "подаренная Наполеону испанским послом портретная герма с античной надписью", помпейская мозаика и монеты. "Остальные изображения определяются предположительно".
Подаренная Наполеону герма выглядит так:
отсюда
http://www.art-prints-on-demand.com/a/lysippos/portrait-bust-of-alexande.htmlпопытаться разглядеть надпись в подробностях можно тут
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f6/Azara_herm_Louvre_Ma436.jpgС моей точки зрения, надпись эту мог проковырять кто угодно, и на надпись о величайшем полководце она не слишком похожа. Тем более, она недописана.
** Надписи вообще меня часто смущают своей кривизной. Изображение может быть выполнено очень аккуратно и на высоком уровне, а надпись криво и кое-как. Странно.
Для сравнения - мозаичная надпись из раскопанной византийской виллы (в Турции), датируется 5-6 веком н.э.
отсюда
http://www.archaeology.org/1001/abstracts/mosaics.htmlКстати, шапочка примечательная)).
Искать примеры корявых надписей мне сейчас лень, но на самом деле они попадаются на каждом шагу. **
2
Признаками изображений Александра считаются "львиная" прическа, отсутствие бороды, красота, наклон шеи и какой-то особенный взгляд. Поскольку под этот набор признаков попадает большое количество античных изображений, черты лиц которых друг от друга отличаются порой кардинально, то некоторые исследователи даже высказали замечательную мысль, что "сходство не является целью греческих портретистов".
Я в восхищении просто.
И вот на этом незыблемом фундаменте....