про Алкуина

Oct 28, 2012 20:15

Вторая тема внезапно родилась из незнакомого имени, встреченного " там же тогда же".

Результаты "исследования" не отличаются особой оригинальностью.

Алкуин (Saint Alcuin, Alcuin of York, Alchuine or Ealhwine, Alchuinus, Alcuinus, Albinus) "(ок. 730 или 735, Нортумбрия, Сев. Англия - 19.05.804, Тур, Франкское королевство), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения, ближайший сподвижник имп. Карла Великого." (http://www.pravenc.ru/text/Алкуин.htm)

"Сочинения А. издал Фробен (2 тома, Регенсбург, 1777), письма же - Яффе в «Bibliotheca rerum germanicarum» (6 т. «Monumenta Alcuiana», Берлин, 1873)." (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
"Большая часть информации о жизни Алкуина приходит из его писем и стихов."
"Эти письма (из которых 311 сохранилось)... являются важным источником информации о литературных и социальных условиях того времени и являются самыми надежными источниками по истории гуманизма во время Каролингского века." (http://en.wikipedia.org/wiki/Alcuin)

Остальное уже может быть и неважно, но все-таки:

Вроде бы был настоятелем или диаконом, но в сан священника никогда не был посвящен.
С одной стороны "считается святым во всех основных ветвях христианства: римско-католической, англиканской и православной церквях".
С другой - "Имя Алкуина как блаженного встречалось во многих календарях, было и в Римском мартирологе, но официально его почитание не подтверждалось."
Как выдающийся поэт носил прозвище Флакк "в честь рим. поэта Квинта Горация Флакка", но некоторые исследователи утвердают, что Горация он не читал (не знаю, на каком основании).
При дворе Карла организовал неоплатоническую Академию. (где-то я уже подобное слышала, про другое место и другое время).

Написал "много сочинений о начальном преподавании философии, математики, риторики и грамматики, которые представляют, правда, по большей части только компиляции из Боэция и Исидора".
По его грамматике учились до 15-го века.
(Экое постоянство. И что, никакого движения научной мысли?)
"Алкуину приписывают изобретение первого известного знака вопроса, хотя он не похож на современный символ."

"Кроме того, Алкуину принадлежат маленький трактат об орфографии (извлечение из Беды), комментарий к латинской грамматике Присциана, астрономический трактат о луне и високосном годе... по просьбе cвоих учеников и друзей он составил несколько житий (в том числе одно в стихах)."

Написал много богословских трудов, некоторые даже сохранились.
"Из многих богословских сочинений его особенно замечательны «De fide sanctae et individuae Trinitatis» и «De ratione animae»".
"Исключительное значение имела редакция перевода Библии блж. Иеронима ( Вульгаты), подготовленная А... Сам перевод, «Библия Алкуина», не сохранился - его существование предполагается по ряду созданных в Туре копий. Судя по всему, А. ограничился в основном устранением орфографических ошибок и наиболее очевидных варваризмов (всего ок. 4 тыс. исправлений), тем не менее турская редакция сыграла важную роль в распространении и утверждении текста Вульгаты в Зап. Европе."

"Алкуин Йоркский... считается родоначальником западноевропейской схоластики...Особое значение среди "семи свободных искусств" Алкуин придавал диалектике, недаром свое главное сочинение он так и назвал - "Диалектика"

Вроде бы составил сборник математических задач. Как эти задачки решали с помощью римских чисел, неизвестно. Что числа были римские, написано вот тут:
Современные исследователи для решения применяли дроби, уравнения с тремя неизвестными и чуть ли не квадратные корни.
Некоторые задачки были известны в Китае)) за пару тысяч лет до Алкуина, некоторые он придумал сам, например, про волка, козу и капусту.
Число ПИ считал равным 4.
Задачка, похожая на зерна на шахматной доске, тоже у него была. Только он остановился на числе 30 вместо 64.
Еще у него была задачка про наследство, по поводу которой исследователи дают следующий комментарй:
"Исходная задача, на которой Алкуин основывает эту загадку, могла быть основана на исламском законе или Алкуин может быть предполагал, что читатель будет основывать решение на римском праве .... Большинство историков полагают, что Алкуин не понимал римское право наследования"
http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/HistTopics/Alcuin_book.html

Также написал множество поэтических произведений и кучу писем, которые тоже сохранились, хотя и не все.

Цитаты из найденного:
"Текст под заглавием «Musica», опубликованный М. Гербертом (Gerbert. Scriptores. P. 26-27) и долгое время служивший основой для рассуждений о значении А. в истории музыки, в действительности представляет собой цитату из трактата Аврелиана из Реоме «Musica disciplina»...
Поддерживаемая нек-рыми исследователями традиц. атрибуция А. неск. гимнов...  как и усвоение ему введения в богослужение галликанского обряда праздника Всех святых и пения «Credo» (Символа веры) на мессе, недостаточно аргументированы и требуют дальнейших исследований."
http://www.pravenc.ru/text/Алкуин.html

"Стихи Алкуина многочисленны, но они обнаруживают в авторе не столько талант, сколько хорошее знание версификации и хорошую начитанность в античной поэзии (главным образом - в Вергилии)...
Изяществом и живостью выделяется стоящий особняком среди его сочинений дебат «Прение Весны с Зимою»: впрочем, принадлежность его Алкуину сомнительна, так как в нем встречается реминисценция из Горация, которого Алкуин (несмотря на свое прозвище «Флакк»), по-видимому, не читал."
http://rustik68.narod.ru/text/albin-pipin.html

"В XVIII веке англичанин Джейкоб Айлив опубликовал собственную работу, подделку под перевод книги Йашар (Sefer haYashar), выдавая её за обнаруженный перевод древнееврейской книги, выполненный Алкуином."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Алкуин

"Есть книги-беседы, которые с самого начала вызывали подозрения в своей поддельности. Такие долго тяготели над одной любопытнейшей Interrogatio - Responsio, которую издатели XVI в. приписывали X в. и считали подделкой. Эта примечательная рукопись, попавшая в нашу ГПБ, установлена как кодекс IX в. (ее столь характерные буквы N унциальное в строке и а меровингское) и как ранняя каролингская и вполне подлинная книга."
http://www.binetti.ru/content/96

"Сохранилось довольно много его писем, адресованных английским архиепископам Йорка и Кентербери, королю Нортумбрии, настоятелю монастыря Линдисфарне. В одном из них он порицал монахов за то, что они во время трапезы предпочитают слушать не Священное Писание, а поэмы, воспевающие подвиги героев древности. Цитата из этого письма «Какое отношение Ингельд имеет к Христу?» стала своего рода крылатым выражением у историков, занимающихся историей и литературой раннесредневековой Англии."
http://www.catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=3535

"Он вернулся ко двору Карла Великого, по крайней мере до середины 792, написав серию писем в последующие месяцы, которые касаются нападения викингов на Lindisfarne в июле 793. Эти письма и стихотворения Алкуина по этому вопросу являются единственным значительным современным свидетельством этих событий."
http://en.wikipedia.org/wiki/Alcuin

И цитата из самого Алкуина:
"И не слушайте тех, кто постоянно говорят, "глас народа есть глас Бога". Потому что шум толпы всегда близко к безумию." (не знаю, как перевести лучше)
http://en.wikipedia.org/wiki/Alcuin

Еще один кирпичик в незыблемом фундаменте...

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1725/АЛКУИН
http://www.portal-slovo.ru/history/35539.php
http://krotov.info/yakov/history/09_moi/801_super.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Евангелие_из_Бамберга
http://krotov.info/yakov/history/09_bio_moi/804_alkuin.htm

люди науки, история, тексты

Previous post Next post
Up