Пещеры Придонья: гора Шатрище и Шатрищегорский пещерный монастырь. Часть II

Sep 05, 2012 10:14




Итак, в первой серии мы остановились на том, что после неудачной зимней попытки мы всё же доехали к подножию горы Шатрище, взобрались на неё и поснимали открывающиеся сверху красивые виды. Пришло время посмотреть Шатрище и изнутри. Именно здесь, по мнению Е. Болховитинова, в 1652 году был основан Шатрищегорский Спасо-Преображенский пещерный монастырь. Расскажу немного исторических подробностей и, конечно, покажу несколько фотокарточек подземелий. Так же приложу четыре коротких видеоролика за авторством in_windows, который, как уже знают все читавшие первую часть отчета, составил мне компанию в этой поездке. Как мне показалось, в отличие от фотографий, на которых видны мельчайшие детали, высвеченные фонариком, на видео гораздо реалистичней передаётся атмосфера бесконечной темноты пещер. Ну и, как и в прошлый раз, не могу отказаться от прямого цитирования отдельных фрагментов замечательной книги писателя-путешественника Евгения Львовича Маркова "В стране белых гор. Поездка в Дивногорье." (изд. 1891 г.).


02. План-схема пещеры Шатрище (съёмка Алексея Гунько, опубликован на pro-speleo.ru).
Из плана следует, что за некоторыми исключениями пещера представляет собой почти единственный коридор, спускающийся винтообразно вниз. Общая протяженность пещеры на сегодняшний день около 280 метров. Основной ход спускается внутрь горы на глубину 40-45 м, примерно до уровня реки Дон, и после горизонтального участка длиной в 28 м постепенно поднимается и упирается в завал.


03. Первым мы обнаружили вход, обозначенный на схеме за номером 3.


04. Уже было решились на перспективу по уши испачкаться в мелу, как вдруг неподалёку обнаружился второй вход (на схеме номер 2).
Ну, хоть не на пузе, а на карачках...


05. И вот мы внутри. "По всем вероятиям, монастырь был основан в одно время с Дивногорским в начале XVII в., когда началось движение малороссийских казаков из Днепровья в Донщину. В старых документах он называется Спасским Преображенским монастырем, вероятно, по престолу своего прежнего храма. Очень может быть, что первые основатели его были поражены некоторым сходством Шатра-горы с таким же одиноко поднимающимся среди равнины куполом Евангельской горы Фавора, и посвятили этот родной свой Фавор, как и Фавор Галилеи, памяти Преображения Господня."


06. В упомянутой книге Е.Л. Марков пишет, что первое документальные упоминания Шатрищегорского монастыря относятся к 1690 и 1696 годам. Однако в Российском государственном архиве древних актов обнаружилась челобитная попа Милентия Иванова, которая позволяет говорить о существовании здесь пещерной пустыни ранее 1690 года. В челобитной государю Федору Алексеевичу Милентий пишет о своей горькой судьбе и просит царя разрешить ему постричься в монахи и поселиться в заброшенной церкви близ горы Шатрище, пахать землю, ловить рыбу и молиться во славу самодержца. Федор Алексеевич просьбу уважил и Милентий стал первым после разорения разбойниками насельником монастыря.


07. Говорят, что еще относительно недавно в пещере была довольно большая надпись - "Да здравствует Стенька Разин!", якобы написанная его братом, Фролом. На сегодняшний день эта надпись утрачена.


08. Зато полно других. Мягко говоря, далеко не таких ценных как про Стеньку. Естественно, первым делом вспоминается окружающая биомасса aka быдло, но оказывается корни такого бескультурья заложены в русских людях чуть ли не на генетическом уровне. Ректор Воронежской семинарии архимандрит Димитрий еще в 19 веке писал о пещерах в горе Шатрище: "Верхняя часть прохода вся испещрена черными, накопченными от свечей крестами, Богомольцы, особенно женщины, имеют обыкновение на память о посещении пещер накоптить держимою в руке свечей крест. Люди же грамотные из желания увековечить свое посещение пещер вырезают на стенах пещер свои имена и фамилии". В качестве примера архимандрит приводит надпись за 1751 год. Надписи, которым около ста лет в шатрищегорской пещере можно встретить и сейчас. От современных они отличаются аккуратностью и хорошей каллиграфией, что, несомненно, характеризует их авторов как людей образованных.


09. Современная попытка выбить свастику и какой-то КГБ Вайт.
Обратите внимание, на этом и предыдущем фото хорошо видны следы орудия, которым вырубались эти коридоры.


10. Единственная комната-келья. Явно иногда используется туристами-экстремалами для ночёвки.
Ни окна, но входа номер 1, обозначенных на плане, рядом не обнаружилось.


11. Закрыт был Шатрищегорский монастырь в 1764 г. при общем закрытии Екатериною II небольших и бедных монастырей. Деревянная церковь его с колокольнею была продана в слободу Меловатку, а вырученные полтораста рублей обращены на постройку при архиерейском доме в Воронеже теплого храма. Но вера народа не сообразовалась с предписаниями начальства, и богомольцы, как прежде, продолжали тянуть по проторенным издревле дорожкам к глубокочтимой народом древней святыне. В конце сороковых годов нашего столетия наплыв богомольцев в Шатрищенские пещеры в летнее время был еще так велик, что не в меру ревностное епархиальное начальство из каких-то трудно понятных опасений сочло необходимым приказать местному благочинному завалить вход в пещеры. Произошла, как и следовало ожидать, та же история, что и в Белогорских пещерах. Ночью народ откопал опять пещеры и еще усерднее стал молиться в запретном храме: кто пел там священные песнопенья, кто читал божественные книги. Тогда обратились к помощи гражданских властей. Коротоякская полиция явилась на место, чтобы завалить опять пещеры и силою разогнать народ. Но народ, прослышав про такие распоряжения начальства, со своей стороны толпами собрался в пещерах на защиту излюбленной святыни. Когда неразумные исполнители полицейских предписаний с каким-то ожесточением варваров принялись рубить иконы и уничтожать на стенах священные изображения, народная толпа, наполнявшая пещеры, пришла в неописанное негодование. Произошло жестокое побоище, и полиция должна была удалиться с уроном... Народ, можно сказать, грудью отстоял свои древние пещеры и свое право свободно молиться там, куда его влечет его вера. Шатрище приобрело после этого погрома еще большую славу в народе и еще сильнее стало привлекать к себе богомольцев.


12. Итак, анонсированное видео. Там я немного дезинформирую оператора о суммарной протяжённости пещеры, называя цифру на 100 метров больше реальной. Между тем, существует документальные свидетельства прошлого, где длина пещер исчисляется либо целой верстой (1,06 км) (Марков), либо 200 саженями (426 метров) (Струков, Никольский). Так или иначе, учитывая, что сейчас протяженность пещеры только 280 метров, не сохранилась самая старая часть пещер с храмом, описанная еще Болховитиновым. Вероятно, она обрушилась от взрыва при добыче мела в советское время.

image Click to view



13. Вот кадр, который я пытался сделать в конце ролика. Тектонический разлом, ведущий в естественную полость, названную воронежскими спелеологами "ВСС XX лет". Именно с ней связаны множество историй о завалах людей в Шатрище. Точнее, почти все эти истории начинаются с того, что в Шатрище забралась компания, а один парень полез в щель и его завалило. А вот далее финалы различные: с привлечением МЧС и чудесным спасением, пропаже парня в недрах земли и надписями о помощи, предстающими перед следующими посетителями, огромных карстовых провалах, виденных парнем и так далее. Во что верить, каждый решает для себя сам, но что там реально узко это точно, и то, что у меня в одной специальной книге авторства В. Стёпкина есть план этой полости тоже.


14. Для меня нет никакого сомнения, что в Шатрище, как и на Дивах, христианство уже захватило какие-нибудь древние языческие святыни. И наружный вид, и название Шатрище свидетельствуют ясно, что такое поразительно своеобразное и вместе неприступное место не могло не остановить на себе внимание даже дикого обитателя Дона. Оно само словно звало его под защиту своих отвесных обрывов, в глубину своих недоступных пещер.


14. Еще один ролик с попытками передать масштаб.

image Click to view



15. Кстати, in_windows весьма некстати забыл дома фонарик, поэтому, если желаете увидеть похожее фото, но уже со мной и в контровом свете, то ищите его у него в бложике.


16. Довольно интересная комнатка.
Увы, всё это не более чем новодел.


17. И крест...


18. ...и псевдоегипетская рожа тоже.


19. В бутылке предположительно лампадное масло, но мы не проверяли.


20. Видеоролик, дающий понимание о размерах данных "орнаментов". Кстати сказать, именно здесь (примерно в 90 метрах от входа) мы попробовали выключить фонарь и прочувствовать абсолютную темноту. Честно признаюсь, что меня хватило ненадолго.

image Click to view



21. В конце ХIX-начале ХХ века при пещерах числился сторож. После 1917 года монастырь был подвержен разграблению, а саму гору Шатрище стали регулярно подрывать для получения кусков мела. Постепенно о пещере забыли. Лишь в 70-х годах ХХ века её отыскала и обследовала группа воронежских спелеологов, которая составила первый схематичный план и дала краткое описание. В настоящий момент пещера разрушается, своды (особенно в нижней части) носят аварийный характер.


22. Пещеры Шатрища спускаются так глубоко, что в самых нижних ярусах плотная меловая почва уже прекращается, и начинается слой песчаника, через который гораздо легче просачивается вода. Донская пучина уже лежит бок о бок с этими подземными ходами, и, пожалуй, даже выше их.


23. Честно признаюсь, до самого конца несколько метров мы не дошли. Действительно, внизу меловая порода уже не такая плотная, полно обвалившихся камней и трещин. Да и ход сильно сужается - ползти на корточках друг за другом паровозиком не стали. Решили возвращаться назад. Несмотря на то, что пещере довольно прохладно, я изрядно взмок и подустал, пока добрался до выхода. Шёл и думал, что тут просто с фоторюкзаком шагать вверх утомительно, а пещерокопатели еще и столько породы наверх вытаскивали.


24. Выбравшись на свежий воздух, решили побродить немного в округе и разыскать заодно еще одно интересное место неподалёку, о расположении которого у меня была кое-какая информация от известного спелеолога Юрия Долотова. Не помню, кстати, писал ли я в первой серии отчета, что район Шатрища преотличное место для любителей пофотать подвижной состав? Электрички и товарняки ходят здесь с завидной регулярностью, что радует, когда ты на поверхности, но несколько напрягает, когда ты внутри пещеры и чувствуешь, что называется, "дрожь земли".


25. В общем, недалеко от Шатрища, на противоположной стороне от железной дороги, есть еще одна небольшая пещера, про которую мало кто знает. Спелеологи называют её "Богородица". Мы прогулялись и до неё. Первый из обнаруженных входов к следующему лету, думаю, "затянет" совсем. Если, конечно, кто-нибудь таки не "разгребёт".


26. Второй вход выглядит получше, но лезть в цивильной одежде по-пластунски, если честно, заломало. По описанию пещера совсем маленькая, представляет собой простой П-образный ход с двумя входами, у одного из которых расположена небольшая келья. В одной из стен пещеры есть узкий лаз (порядка 40 см), через который можно пробраться в ещё одно помещение, длина которого соответствует росту нормального мужчины (170-180 см.), а высота не более 80 см. Т.е. сидеть в таком помещении неудобно, можно только лежать. Внутри этой спальни есть и вырубленные в мелу полочки для свечей. Предположительно, пещера была вырыта и заселялась особо аскетичными насельниками Шатрищегорского монастыря.


27. Между двух входов сохранилась меловая дива, с вырезанным в ней киотом, в котором по преданию когда-то висела икона Богородицы (отсюда и название пещеры). Кстати, раньше дива была и на Шатрище, да не уцелела.


28. Естественно, что эти места манят всякого рода чёрных копателей.
Ямы за собой они не зарывают, но зато выкладывают из меловых камней гигантских кроликов.


29. Скажите, мне одному в это картинке мерещится что-то неприличное?


30. Опа! Очередной товарняк и мы с Василием вновь неистово сокращаем ресурс затвора своих камер.


31. Но, как говорится, пора и честь знать.
Тем более, что нас ожидала еще парочка дел.


32. Первое - закупка натурального мёда у аборигенов. А второе - поиски и посещение пещеры Ухо, о которой я расскажу в следующий раз. Забегая вперёд, скажу, что это одна из самых интересных и необычных из виденных мной пещер Придонья.


33. В общем, мы поехали дальше. Да, вниманию владельцев автомобилей "санта фэ": всякого рода слепни и шершни почему-то принимают данные транспортные средства за вкусных и ароматных коров и пытаются укусить любой ценой. Попыток цапнуть людей при этом замечено не было. Попытки выгнать всё таки залетевших в салон слепней чреваты безрезультатными ударами по приборной панели, открыванием окон и, как следствие, всё новыми и новыми пассажирами.


UPDATE: Под одним из перепостов отчета получил ностальгические комментарии от nanomaestro, которые не могу не присовокупить к посту, в виду некоторых исторических фактов непосредственно от очевидцев, содержащихся в них, и прекрасно дополняющих отчет:

Я была в Шатрище еще ребенком. C отцом. Он 35 г. рождения. А были, наверное в 65-66. Рассказывал много. Будучи пацаном, излазил все окрестные "пещеры". В детстве я часто слышала байку о том, что существовал ход под Доном. Нам внушали, что это чушь и неправда. Отец рассказывал другое. Те, кто пережил оккупацию, тоже совсем другое говорили. Жаль, плохо помню. Мне было 5-6 не больше. Шатрище уже было закрыто. Заходили откуда-то сбоку. Заползали. Шли с бухтой очень тонкого провода. Фонарик экономили, свечи. Почему такую малявку потащил в гору? Очень хотел, чтобы я знала и любила Придонье. На ту сторону мы не вышли, ТАМ БЫЛО ГЛУБОКО! Я имею ввиду - была вода в пещере. Вот это я помню. Ходили почти весь день. Вышли в сумерках.Это тоже помню, т.к.мама испугалась. Ей отец, ес-сно не докладывал, куда меня таскал. Родители вообще на Дону с палаткой стояли тогда. Отдыхали: моторка, рыбка. А Шатрище и т.д. - попутно. Но именно с ним я была везде. Когда подросла - мне разрешали уже только в Дивногорье. Лет в 16-18 мы мотались компаниями регулярно, но внутрь уже далеко не лазили. Во-первых, гоняли, таблички стояли, что запрещено. А во-вторых, и это главное: власть намерено заваливала входы! Позже я таскала туда своих друзей по стройотряду, потом мужа и сына. Теперь друзей возит сын. Сейчас есть дорога, машины. Все проще. Мы ходили пешком от площадок электрички. И каждый раз я вижу все меньше и меньше...Несмотря на монастыри, церкви и источники.. Отец так надеялся, что когда-нибудь и Шатрище и Дивногорье восстановят, завалы разберут. Ага...Щаз-з-з. Денег в стане на это нет. А жаль.

Посмотрела конец Вашего поста еще раз и смеялась. МЁД - именно та причина, которая меня просто тянет лишний раз смотаться в Дивногорье. Он волшебный. Такого больше нигде нет. Травы там особые. Кстати, будете там - наберите чабреца с горы. Бронхит на раз останавливает. Место там особое. Это все отмечают. А с горы сойдешь - уже совсем не то. Обычный хутор.

Ещё из цикла постов о пещерах Придонья:





Пещера Каземат Костомарово Холковский
пещерный монастырь
Каменоломни
в Костенках - Часть I
Каменоломни
в Костенках - Часть II

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

Горы, Отчет, Заброшенное, Подземное, РФ/Воронежская область, Фото, РФ/ВО/Лискинский район, Церкви и монастыри, Пейзаж, Пещеры Придонья, Григорич, Видео

Previous post Next post
Up