Ехали мы тут с женой как-то дорогами
Липецкой области к родне в город Лебедянь. Заглянули в
Кашары, Докторово, Донские Избищи, а потом вдруг наткнулись на карьер. Хотя, конечно, стоит признать, что то, что увидели мы прямо вот так карьером назвать можно лишь с большой натяжкой, но мы всё равно решили немного прогуляться по территории бывших разработок. Гугл говорит, что можно было бы попытаться найти смотровую и посмотреть на действующий карьер, но поскольку мы просто ехали мимо, то вполне удовлетворились двадцатиминутной прогулкой и парочкой Белазов.
Кстати сказать, данный пост отложенный, сейчас я нахожусь на необитаемом острове в Ладожском озере. При наличии мобильной связи что-то сиюминутное может появляться в моем инстаграмме, если вдруг интересно - велком (
muphphoto).
02. Итак, сначала я увидел террикон, внушительно возвышающейся над среднестатистическим ландшафтом этих мест. Терриконами или терриконниками называют искусственные насыпи из пустых пород, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых (обычно угля, но не только).
03. Потом я увидел его ближе и в непосредственной близости от
Дона.
Чтобы примерно оценить размеры "горки", попробуйте найти мужчину в светлой одежде на берегу реки.
04. И, наконец, я увидел вот такую интригующую табличку.
Не смотря на быстро портящуюся погоду, было решено забраться повыше, насколько это позволит мой автомобиль.
05. Поехали искать какой-нибудь подъезд и увидели ЭТО. Странный памятник в виде ковша карьерного экскаватора, в который свободно уместится взрослый человек. На заднем плане домики поселка Лески. Рождественский карьер является для него градообразующим предприятием.
07. Только свернули на какую-то грунтовку, как вдруг сзади будто из воздуха и пыли материализовался вот этот красавец!
Еле успел его щелкнуть из окна машины.
08. Проехать далеко особо не получилось, бросили машину и пошли пешочком. Кое-где грунтовка отличная, но местами "взрыхлена" протекторами разворачивающихся Белазов и завалена выпавшими из кузова камнями. Известняки нынешнего Рождественского месторождения возникли в девонский период, длившийся 80 миллионов лет в палеозойскую эру 400 миллионов лет назад. В XVIII веке каменный промысел стал характерной особенностью здешней округи. Из окрестных деревень собирались крестьяне, организовывали артели, которые и поставляли камень для строительства различных зданий, а в конце XIX века - для прокладки железной дороги, обязанной появлению станции Рождество и поселению рядом с ней. Камень добывался вручную, а вывозился на подводах лошадьми.
09. Рождественский карьер как предприятие появился в декабре 1929 года, когда была начата промышленная разработка известняков для сахарных заводов. С 1938 года по 1952 год Рождественский карьер считался режимным учреждением, куда посторонним вход был запрещен. В это время здесь действовала исправительно-трудовая колония, и основные работы выполняли заключенные. В 1943-44 гг. на предприятии использовался труд военнопленных. К 1955 году здесь уже имелось 35 автомашин, 4 одноковшовых экскаватора и 6 автопогрузчиков.
10. Кризисная ситуация возникла в 1980 году. Известняковое месторождение оказалось на исходе, а разработка горных пород вплотную подошла к Нижнему Брусланово, реке Дон, железной дороге Елец - Лев Толстой. Но вскоре было открыто новое месторождение под названием Крутая гора, которое разрабатывается по настоящее время. Геологическая разведка оценила ресурс Рождественского известкового карьера как достаточный для промышленно разработки еще течение 20-25 лет. Кроме известняка для технологических нужд сахарной промышленности, для использования в качестве флюса в металлургии и минеральной кормовой добавки для птиц, в Рождественском карьере добывают и строительный щебень, который используют при строительстве дорог и промышленных объектов.
11. Из неприятных моментов - в самых старых небольших и уже заросших лесом местах разработок местное население сваливает мусор.
12. Дону тоже, судя по всему, перепадает.
Хотя заметил на противоположном берегу несколько рыбаков.
13. Но пора ехать дальше - родственники готовят для нас торжественный ужин. Вернулись к машине и когда доехали до асфальтовой дороги, повстречали ещё одного гиганта. Не самого большого (бывают Белазы грузоподъемностью до 360 тонн!), но очень харизматичного и такого же лихого как и первый. Тоже пролетел как пуля.