Периодически получаю в комментариях вопросы о том, как я планирую свои поездки класса ПВД и где потом черпаю информацию для оформления своих фоторепортажей. Никаких секретов и ноухау у меня нет, но раз вопросы перманентно
повторяются, решил ответить максимально развёрнуто в виде отдельного поста, дабы при случае ссылаться. Бывалые блогеры-путешественники вряд ли увидят что-то новое для себя, а вот тем, кто только начал практиковать путешествия выходного дня и хочет сделать свой блог интереснее, надеюсь, что-нибудь полезного да почерпнут.
В качестве иллюстраций, раз уж назвался фотоблогером, прикладываю надёрганные из различных отчетов фотографии моей бывалой авехи. Но сначала лирическое отступление о "конкурирующих" (в кавычках) фотоблогах.
Ни для кого не секрет, что фотоблоги бывают трёх типов:
1. Одно фото, но почти каждый день.
Из текста либо место съёмки, либо параметры снимка.
2. 40-70 похожих фотографий.
В начале абзац текста либо из головы, но чаще из википедии. Далее периодические реплики типа: "забор", "приехали", "закат", и "ещё больше фотографий на моем сайте".
3. 10-25 фото.
С интересным и познавательным текстом, либо из головы, либо скомпилированным из различных источников.
Ежу понятно, что фотоблоги первого типа позволительно вести только архиталантливым людям. От остальных за пару месяцев набивается такая оскомина, что при появлении очередного "шедевра" в ленте, которым, между тем, читателю надо неизменно восхититься, вздрагиваешь и скроллишь скорее дальше. Еще через пару месяцев тихонечко вычёркиваешь. Как правило "гений" в течении получаса выпиливает тебя в ответ.
Фотоблоги второго типа интересны только в конкретный непродолжительный момент времени. Например, если ты собирался поехать куда-нибудь в Саратов и вдруг нагуглил неплохие фото у собрата по блогплатформе. Спросил у него как там в Саратове с макдональдсами или где находятся эти прекрасные развалины на 78-ой фотографии снизу и в благодарность за развернутый ответ неосознанно нажал кпопку "добавить в друзья". После этого человек пару раз в неделю постит по 50 однотипных фотографий того же Саратова или своей соседки, но тебе уже нет дела до всей Саратовской области и всех её 2 521 892 жителей. Более того, тебя уже от неё тошнит, но вычеркнуть как-то неудобно. Ну, до поры до времени, конечно.
Фотоблоги третьего типа... Нет, не так. О, эти фотоблоги третьего типа! Они прекрасны и сбалансированы как йогурт или нежный творожок. Особенно если фотографии в них так же хороши как сопровождающий их текст или текст так же невообразимо прекрасен как и фотографии, иллюстрирующие его. Увы, такие фотоблоги можно пересчитать по пальцам. Однажды я уже
считал и с тех пор немногое изменилось. Хотя, несколько новых талантов с тех пор всё же удалось разыскать и, возможно, я напишу о них отдельно.
Оговорюсь, что многие фотоблоги периодически "штормит" от категории к категории. Что, впрочем, вполне объяснимо. Мало кто проводит круглый год в ярких путешествиях, да и постоянно генерировать качественный контент всё таки трудозатратно. Если блог не приносит дохода, то он однозначно отнимает время от общения с любимыми, собственного саморазвития и прочего, принося взамен дивиденды только в виде положительных отзывов.
Естественно, мне бы хотелось, чтобы мой блог относился к третьему типу. К сожалению, я не гений от фотографии и не мастер высокой словесности. Однако, выбранную манеру ведения блога "несколько фото плюс общая информация о сабже, смешанная с собственными впечатлениями" считаю наиболее удачной. Если фотографии вышли не очень (была не фотогеничная погода, к примеру), то впечатление от поста можно попытаться увеличить интересной историей, которая по крайней мере немного расширит кругозор читателя. И что еще более важно - мой тоже! При тщательной подготовке материала этого приятного обстоятельства не избежать.
Именно от этого я и отталкиваюсь, готовя свои посты. Но сначала я куда-нибудь еду. С этого и начнём. У меня на винчестере есть текстовый файл ПЛАНЫ.txt. Суть его вытекает из названия. Внутри опять же названия чего-либо и ссылки на подробности. Типа "Заброшенный завод по производству чапельников - вконтакте.ру/паша_диггер" По мере посещения запланированного места, строчка с его описанием удаляется. В итоге, когда у меня вдруг образуется свободный вечер или даже выходной, проблем с тем, куда же поехать не возникает.
Откуда берутся строчки в этом файле? Вестимо из интернета. Иногда даже это ЖЖ. Какое-нибудь сообщество с отчетами. Иногда что-то интересное попадается при просмотре wikimapia.org. Иногда вдохновение "приходит" из местного форума или газеты. Но очень часто возникает ситуация, что ехать нужно за сотню-другую километров и ради одного объекта, тем более иногда очень призрачного (найдём - не найдём) как-то не комильфо. Тогда на помощь приходит сайт geocaching.su. Если вы не в курсе, это сайт игры, связанной с путешествиями и поиском условных "сокровищ", спрятанных на территории точки назначения. Однажды я довольно подробно рассказывал о своих взаимоотношениях с этой игрой в
этом посте. Но суть в том, что я уже давно в неё не играю, но перманентно использую как базу данных достопримечательностей с описанием и точными географическими координатами. В итоге, зная основную точку маршрута из ПЛАНЫ.txt, не сложно прикинуть по какой дороге туда нужно ехать и "добрать" несколько попутных точек - тайников для остановки/фотографирования/пикника. При желании можно разыскать и "клад". Вот
ссылка на карту. Удобно, что страницу с описанием тайника можно распечатать и взять с собой. Как правило, подъезжая к месту, я прошу кого-нибудь из участников поездки прочитать её для всех. Тем самым, все уже немного понимают что мы увидим и чем это место примечательно.
Для еще более полного обзора намеченного маршрута на предмет интересностей можно оценить его на той же викимапии, включив слой с фотографиями, привязанными к карте. Даже любительское фото намекнёт вам о фотопотенциале места. Замечу, что недавно викимапию довольно криво на мой взгляд отдизайнили и теперь эта опция запрятана чёрте куда, но, думаю, разберетесь. Главное - найдите, где включается "старая викимапия".
Далее едем, снимаем, отдыхаем и получаем удовольствие. Возвращаемся домой и приходит время собирать камни писать отчеты. В большинстве случаев среднестатистический отчет строится на трёх китах: старая добрая википедия, собственные эмоции и упомянутый выше геокешинг.су. А чего добру пропадать? Как правило, описания геокешерских тайников содержат базовый минимум информации о месте его закладки. Не забывайте проштудировать и комментарии к ним. Часто там встречаются довольно интересные подробности.
Что я задействую помимо. Если вы ездили в глушь, попробуйте разыскать сайт местной школы. По закону, каждая альмаматер, вне зависимости от её расположения, обязана иметь свой сайт. Это огромная проблема для директоров и завучей, потому что денег на это не выделяется, сайты ютятся на бесплатных хостингах и забиты рекламой сомнительных услуг, дизайн делается в ворде, но нас с вами интересует только раздел "О школе" или "История школы". Зачастую там публикуется и история самого села. Причем такая, какую в википедии вы не прочитаете.
При поездке в более или менее крупный город не стоит забывать о городском интернет-портале. Как правило, помимо исторической справки и путеводителя, там может быть прикручен форум, где можно разыскать раздел, где общаются местные краеведы, выкладывая иногда уникальные материалы вкупе с архивными фото.
С некоторых пор я так же использую специализированные книги. Например, при написании отчетов о посещённых
пещерах. Тема довольно редкая, поэтому информации по ней не так уж и много. Постепенно завязались контакты и с профессиональными спелеологами. Некоторые сведения они предоставляют из своих научных трудов и личных архивов. При репортаже с производства, если уж вы туда попали, позаботьтесь о получении технической информации через пресс-службу. Не обязательно, что сайта предприятия будет достаточно. Иногда, когда информации нет вообще (бывает и такое), беру "языка". Иногда живого прямо во время поездки, иногда разыскивая местных жителей через социальные сети.
В целом как-то так.
Если же что-то осталось непонятным, спрашивайте в комментариях.
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке материалов, активная ссылка на источник обязательна.