Интерьерная съёмка для начинающих

Jun 24, 2014 21:33




Друзья, спасибо всем, кто принял участие в импровизированном конкурсе по разбору всех грехов моей фотографии магазинной витрины. Практически все её недоработки были обнаружены. О чём нам это говорит? А прежде всего о том, что не стоит недооценивать своего заказчика, халтуря в мелочах, будучи уверенным, что тот ничего не заметит и примет работу. Он, может, и примет, а потом его заместитель или бухгалтер ткнёт ему пальцем на косяки и ваш клиент вам больше не позвонит. Как говаривал весьма успешный, пусть и не на ниве фотоуслуг, дядька по имени Харви Маккей: "Мелочи не играют решающей роли. Они решают всё."

Бывает, что собственный глаз (пусть и по замыленности, к третьему-то часу ночи) уже не видит проблемных мест. Утро вечера мудренее, как говорится. Бывает, что не хватает собственных знаний и умений. Но если ты хочешь чего-нибудь достичь, выкладываться нужно по полной. И при этом постоянно совершенствоваться и учиться. Не знаю, но такое вот моё мнение. Иногда жена ворчит, мол, хватит уже вылизывать эту фотку, но покуда я сам вижу, что еще можно улучшить, я буду её улучшать.

Но довольно лирических отступлений, сегодня я дам несколько советов тем, кто хочет попробовать себя на ниве интерьерной съёмки. Казалось бы, все они довольно просты и, в целом, должны быть интуитивно понятны всем, кто хоть немного знаком с фотоделом, но, к сожалению или к счастью, это не так. Недавно ко мне обратился расстроенный заказчик, который потратил время и деньги на двух (!!!) фотографов и так и не достиг удовлетворительного результата. В чем же были проблемы у моих потенциальных конкурентов?


02. Одна девушка приехала на съёмку интерьера без штатива (ОМГ!!!). К тому же, у неё была пусть и внешняя, но всё таки вспышка. Друзья, поверьте, интерьерная съёмка всего лишь немногим динамичней макросъёмки насекомых и так же требует максимальной глубины резкости. К тому же, дизайнеры и электрики не для того делали в этих интерьерах световые акценты, чтобы вы потом перечеркнули их одним пыхом своей вспышки. Поэтому только низкие ISO, зажатая диафрагма, а следовательно длинные выдержки и хороший штатив.


03. Еще один парень был со штативом, даже снимал с брекетингом по экспозиции, но грамотно свести всё это не смог. И главный критерий здесь - это реалистичность изображения. Картина в стиле "Марс атакует" устроит только самых оригинальных заказчиков. Я использую как программные, так и ручные методы сведения экспозиций в одну, но, наверное, об этом следует написать отдельную статью.


04. Между тем, в интерьерной съемке часто случаются просто чудовищные перепады яркости. Одними из самых сложных в моей практике объектов были, есть и, надеюсь, ещё будут ювелирные салоны. Для того, чтобы золотые и серебряные изделия эффектно блестели и играли гранями, витрины и прилавки подсвечиваются очень мощными и яркими лампами. Естественно, на фоне общего, часто приглушенного освещения, такие участки напрочь "выбивает" по светам при средневзвешенном или матричном замере экспозиции. Но заказчик, само собой, желает видеть весь свой ассортимент, а не только белые пятна. И имеет на это право. Так что, без HDR никак. С сферическими панорамами ювелирных салонов еще сложнее - там очень много глянцевых и даже зеркальных поверхностей и фотографу приходится прокачивать вампирские способности, чтобы нигде не отражаться. Например.


05. Кто-то может со мной поспорить, но я считаю, что самую малость пересветить света от точечных источников света, извините за тавтологию, незападло. Иначе выходят совсем уж неконтрастные и плоские картинки.


06. В некоторых помещениях развлекательного характера типа спа-салонов, кроме точечных светильников и телевизора другого освщения нет. Для полного релакса клиентов там царит такой конкретный полумрак. При этом заказчик хочет видеть всё, вплоть до фактуры плитки за которую очень дорого уплочено. Наши глаза её прекрасно различают, а вот камера, увы, нет. Слишком узкий динамический диапазон. В общем, понятно, что сохранить атмосферу помещения с полумраком и показать все детали практически невозможно. Увеличиваем выдержку до проработки всех деталей, а потом боремся с засвеченными светильниками и рефлексами от телевизора и на каком-то этапе сдаёмся=)


07. Вот чем, на мой взгляд, никогда нельзя жертвовать - это люстрой.
Весь её скелет, включая лампочки, должен читаться.


08. Говоря про источники света, которые по хорошему для интерьерной съемки нужно всегда включать, нельзя не сказать, что часто они бывают различной цветовой температуры. Особенно, если интерьер уже в летах и электрик менял сгоревшие лампы на те, что оказались под рукой. Иногда, конечно, это бывает и частью дизайнерской задумки. Тут надо понимать, что человеческий глаз довольно легко адаптируется под текущие световые условия, если это не абсолютная темнота, конечно, а вот камере снова приходится тяжко. Она в ужасе выдаёт чудовищный баланс белого и уже только вам потом с ним придется бороться. Профи посоветуют использовать серую карту, но этот вариант не всегда является панацеей.


09. Вот например. Заказчик просит показать размер помещения, и вам волей неволей нужно брать в кадр обе его половинки, но в одной горят желтые лампы накаливания, а в другой в окно льется холодный, а значит синий (для камеры) свет из окна. Какой выбрать компромисс между теплым или холодным окрасом итоговой картинки, решать только вам и вашему чувству вкуса. Ну или, если не повезёт, заказчику. Гипотетически можно сделать две картинки с разным ББ и потом свести с помощью масок в фотошопе. Надо будет как-нибудь попробовать.


10. Почему не попробовал раньше? Поясню. Времени на эксперименты после съемки совсем не густо. Просить больше двух недель на обработку - не один заказчик не поймёт, а вы только прикиньте сколько вам нужно перелопатить файлов до получения финальной картинки. Вот загибайте пальцы. Во-первых, мы уже договорились, что снимаем с брекетингом по экспозиции. То есть три (-2..0..+2) кадра мы уже держим в уме. В некоторых сложных случаях пять. Идем дальше. Почти всегда при съемке вам будет тупо некуда отойти, чтобы взять ракурс пошире. Что будем делать? Правильно - шить панорамы. Например, для этой типовой, в общем-то, тесной парилки пришлось снять 8 кадров. Два ряда по четыре кадра. Умножаем их те три, что уже были в уме. Итого 24 кадра. Проявляем их все в raw-конвертере, склеиваем HDR кадры, далее шьем панораму, и только потом делаем ретушь и общую цветокоррекцию в фотошопе. Кадрируем. Уфффф... При этом, многие заказчики думают, что ты просто зашел в парилку, нажал один раз кнопку, дома сгрузил готовый файл с флешки на жесткий диск, а потом поставил копирайт в уголке и пришел к нему за деньгами.


11. Очень часто ширина обзора диктуется заказчиком. Иногда клиенты хотят видеть в одном кадре объекты, не помещающиеся даже в угол человеческого зрения (ты же панорамой снимашь, да?). Думаю, всем понятно, что без панорамной головки в таком случае не обойтись. Если при съемке пейзажа без выраженного переднего плана можно, поколдовав, сшить панораму, снятую с рук, то в интерьере не поможет даже съемка со штатива. Лично я использую американскую панорамную головку Nodal Ninja 4 и смело рекомендую её для использования.


12. При сшивке очень широких планов и проецировании их на плоскость неизбежны перспективные искажения. Физику никто не отменял. И главное, что у вас должно остаться неизменным - это идеальная вертикальность, не побоюсь этого слова, вертикалей.


13. Кстати, если еще не читали, пользуясь случаем, предложу вашему вниманию старую, но всё еще актуальную статью о трех простых способах исправления заваленных вертикалей в фотошопе.


14. Что еще добавить? Снимая широкие общие планы, не забывайте об отдельных деталях.


15. В некотором роде, это самые беспроблемные кадры. Так что стоит разбавить ими сет. Хотя мне приходилось сталкиваться с тем, что заказчика такие кадры не интересуют. Особенно, если интерьеры, скажем так, типовые и не дорогие.


16. Вот вроде бы и всё. С удовольствием отвечу на ваши вопросы, а так же с благодарностью приму критику и советы.


UPDATE: С момента написания этого поста минуло уже 3 года и я приглашаю всех желающих посмотреть мое портфолио на сайте. Там же вы найдет и отзывы моих клиентов.

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

Дом Советов, Портфолио, Субъективизмы, Фотоподборка, Фото

Previous post Next post
Up