Да, я надеюсь на холивар. Долго думал, волнует ли это меня, но, судя по количеству людей, которые хотят об этом поговорить, должно.
Дисклэймер. Красные флаги.
1. Название этому тексту дано исключительно ради красного словца, я никого не призываю и не отговариваю.
2. Пост написан в качестве развёрнутого ответа на вопрос "Почему ты не хочешь сдавать аттестацию, ведь можешь же сдать как минимум 1 уровень девятнашки и 1 уровень барокко?!"
Не то, чтоб у меня язык отсох объяснять, просто на моё резонное "А зачем?" - всякий раз получаю разные ответы. И людей, которые этот вопрос задают, стало неприлично много.
3. Люди, проводящие аттестацию, мне в массе своей глубоко симпатичны. Так что не ищите тут никакой персональной ненависти или обиды.
4. Возможно, я начну переходить на личности.
Текст на сайте ассоциации поразительно напоминает мне указ Людовика IV про создание Академии. Сравните:
Аттестация АИТ создана для упорядочивания накапливаемых в сообществе сведений об истории танца и танцевальных навыков. Второй, не менее важной задачей, является оценка уровня знаний и умений членов танцевального сообщества в области истории танца.
to restore the art of dancing to its original perfection and to improve it as much as possibleе
Красиво, но ни о чём. Похоже на введение к моему диссеру)
Итак, зачем сдавать аттестацию:
1. Чтобы преподавать танцы. Этот аргумент может быть осмысленным только в том случае, если реально без сертификата об аттестации где-то этого делать нельзя. Вы много таких мест знаете? А мест, где преподают без всякой аттестации? Ну и из тех, кто приходит сдавать, совсем не все потом сразу бегут в танцмейстеры.
2. Чтобы пойти на каком-нибудь фестивале на классы, где есть ограничение по сданному уровню. Признаться, это единственная причина, кажущаяся мне вменяемой. Действительно полезно ограничить доступ людям, которые будут тормозить весь паровоз. Но эта задача легко решается экспрессками по конкретной технике конкретного танцкласса. Даже более того, полноценная аттестация решает эту задачу хуже экспресски.
3. Чтобы получить скидку на бал/фестиваль. Правда есть люди, которые сшили платье в конкретное десятилетие, заморочились аксессуарами, причёской и всем вот этим, а теперь для них разница в 100 рублей за билет на сам бал имеет решающее значение? Всё спустили на шелка, а на метро не осталось? Ну смешно же.
4. Чтобы проверить свою картину мира на предмет соответствия её реальному положению вещей (наличия в ней утверждений уровня "московский менуэт - это танец шестнадцатого века" (с) Подсолнушка). Для этого можно и википедию почитать. Ну или обратиться к осведомлённым гражданам, если википедия не помогает. Если вам это действительно интересно. А не из-под палки, потому что аттестацию надо сдавать.
Вообще про это я даже пожалуй хочу сказать побольше. Вот что такое реальная _проверяемая_ в данном случае картина мира? Это картина мира в голове конкретных людей, принимающих аттестацию. Даже написавших конспект ответов для неё. То есть проверяется способность выучить полстраницы текста. Понимать его необязательно. Вникать в связи между его частями - тем более. Достаточно запомнить ключевые слова. При мне отвечает барышня на вопрос про хореографов. "Бошан, - говорит, - был суперинтендантом королевских балетов." Экзаменатор делает восхищённое лицо. Круто, какое вы слово знаете!
А что это слово значит - знать не нужно. О какой картине мира идёт речь вообще?.. "Им нужно знать, насколько вы могущественны: клофоэль -- ранг, а не специализация, нет? Если вы занимаетесь ерундой вроде воспитания принцев или церемониала, то иметь с вами дело они полагают бессмысленным".
5. Получить адекватную оценку своим умениям и знаниям (обратную связь, систему отсчёта, направление движения - нужное подчеркнуть, ненужное вычеркнуть, это одно и то же всё, пафосные слова разные). Про адекватность оценки знаний см. предыдущий пункт. Про умения - есть 2 подпункта.
5а. Если вы не имеете адекватной оценки своих умений, несмотря на то, что отходили хотя бы год танцклассов, у вас был плохой танцмейстер. Хороший преподаватель будет давать вам обратную связь сам или по крайней мере по личной просьбе. Уважаемые танцмейстеры! Учитесь обращать внимание на каждого участника, даже если их 40 человек. Поправляйте их, если он неправы. Хвалите, если они прогрессируют. Не вообще, а персонально. Это важная составляющая обучения. Это не унижает, не обижает и не вызывает гордыни, если делается доброжелательно, а не из целей самоутверждения. Тогда у ваших учеников всегда будет адекватная оценка своих умений))
5б. Об адекватности оценки. Это тема большая и больная. Не для меня лично, а для всей системы образования. В школе/Универе некто получает пятёрку, если "Ученик имеет системные, прочные знания в объеме и в пределах требований учебных программ, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях. Умеет самостоятельно анализировать, оценивать, обобщать материал, самостоятельно пользоваться источниками информации, принимать решения". С зачётами всё гораздо хуже, потому что один преподаватель поставит, только если ты блистателен (зачёт = "пятёрке"), а другой будет мучительно натягивать и натянет в итоге, как гондон на глобус (зачёт = "тройке-с-минусом"). То есть мы вроде бы ждём от людей, получивших уровень, примерно одинаковых умений. А на деле получается, что дама А с десятилетием хореографической практики и дама Б, которая на жете путается в собственной юбке, потому что ногу под колено закидывает, имеют одинаковый 2 уровень. И вот, допустим, я прихожу и сдаю. Какая адекватность оценки?? Если некая дама В пришла и тоже получила 2 уровень - она ближе к А или к Б? Я уже не говорю о субъективизме, когда принимают "по сумме заслуг", "потому что человек хороший", "потому что очень старался, ну как его теперь послать, истерика же будет". Но так все делают ;-)
6. Выйти из зоны комфорта и вот эти все психологические выверты. Нет, если вам нравится сам процесс, то кто ж вам запретит? Но в реальности люди обычно адекватно оценивают свои шансы и не хватаются сдавать уровень, намного превышающий их возможности. А если человек год за годом плох, то ему и в голову не придёт ничего сдавать. Те, кто хочет и может, - прогрессируют не потому, что хотят уровень. Те, кто не хочет и не может, останутся УГ, даже если в природе существует аттестация. Поэтому никакого выхода из зоны комфорта на самом деле не получится скорее всего. А если получится, то у вас есть шанс плохо выучить целую кучу танцев. И получить уровень, да)
7. Потусить с приятными и интересными людьми в процессе подготовки и сдачи. А вот эта версия мне и вправду нравится. Только обязательно ли для этого устраивать именно аттестацию?))
А вот расскажите мне, зачем вы сдаёте аттестацию? Или почему не сдаёте? И что обо всём этом думаете?)