Синеокая экспансия из пущи

Apr 18, 2013 14:19

Информационное агентство «Росбалт» опубликовало интересный материал про Белоруссию (перепечатан в http://belminek.livejournal.com/11586.html ). Для тех, кто поленится идти по ссылке, изложу кратко содержание.
Беспокойство у автора вызывает то, что «Белорусские производители стремительно развивают розницу в российских городах. Здесь они встречают то, чего нет дома: возможность «договариваться» с чиновниками и благодарного потребителя, который верит, что белорусское - синоним качественного».
Автор считает, что причина не в том, что с белорусскими чиновниками «договориться» нельзя, а в том, что белорусский потребитель  перестал удовлетворяться белорусским качеством потому что качество это в последние годы ухудшилось.

В последнее время производители относительно дешевых и неплохих товаров столкнулись в Белоруссии с серьезными проблемами сбыта. Внутренний потребитель от многих привычных брендов отвернулся. Практически все мои белорусские друзья, родственники и даже родители стали выбирать в магазинах импорт, соглашаясь зачастую на переплату. Разговоры о том, как сильно испортились продукты в РБ, стали звучать гораздо чаще разговоров о нехватке денег и нехватки зарплаты. Что еще интереснее, фактически никто с этим не спорит и уже не убеждает, как раньше, иностранцев с ближнего зарубежья в высоком качестве белорусских продуктов. Тренд этот уже относительно долгосрочный: так продолжается по меньшей мере полтора-два года.
По факту, белорусские ГОСТы уже никто не соблюдает, а контроль за их соблюдением становится все менее строгим. Проверяющие, чья строгость еще недавно была тут легендой, по указке руководителей регионов, областей и районов все чаще “входят в положение” и “идут на компромиссы”.
Белорусский потребитель к такому не привык. И слоган «купляйце беларускае!» уже не работает даже в случае с пищевой промышленностью. Тем более, что ухудшение качества белорусских товаров вследствие экономии на сырье хронологически удивительным образом совпало с открытостью ЕС. Поляки и литовцы стали так активно штамповать визы всем желающим, что товарооборот в европейском приграничье за счет белорусов увеличился как минимум в два раза. Сегодня визы выдают едва ли не всем желающим белорусам. Никаких проблем с их получением действительно нет.

Что касается последнего тезиса, то ко мне и к большинству обычных людей он отношения не имеет: если ездить ежедневно за продуктами в Польшу и Литву, когда ж работать? Но в целом некоторая доля справедливости в этих утверждениях есть. Очень хотелось бы узнать об этом и от белорусцев, и от россиян.
Далее у автора есть интересные факты, которым, по-видимому, можно верить, хотя приведённые им значения цен у меня вызывают сомнения.

Белорусские компании активно расширяют свои торговые сети. Белорусская компания «Евроторг» открыла в России 18-й магазин. К концу года сеть должна вырасти до 40-50 магазинов, обещает ее руководство. Фирменные магазины и секции, франчайзинговые и партнерские проекты, продающие продукцию белорусских производителей, развиваются очень быстро, хотя в России этого может быть незаметно: сказываются общие размеры рынка,
Еще бы! Белорусское масло и молоко одинаковой жирности в Белоруссии стоит примерно в два с половиной раза меньше, чем в России, мясо - в полтора-два раза, подсолнечное масло - в полтора раза, крупы - в два раза, картофель - в два-три раза, овощи - минимум в два раза, пиво и водка - в 1,8 раза.
У белорусского производителя нижнего белья Мilavitsa сегодня свыше 320 торговых точек в 115 населенных пунктах России. Еще один белорусский производитель нижнего белья, «Серж», открыл свои точки в 80 российских регионах, а всего у него 140 собственных точек. Российский рынок в среднем ценовом сегменте является ключевым и для витебского производителя обуви - фабрики «Белвест». Сейчас у сети 250 торговых объектов в 115 городах России. Правда, ни одного в Москве - в российской столице масса посредников.
140 магазинов в 90 городах России есть у белорусского производителя мебели «Пинскдрев». У гродненской фабрики «ЗОВ-ЛенЕвромебель» свыше 115 точек продаж в 40 населенных пунктах. Примерно столько же магазинов у брестского производителя «Инволюкс». Мебель минской фабрики «Софтформ» можно купить почти в 40 салонах 21 города России, а у барановичского холдинга «Лагуна» только в Москве 18 торговых мест. Ее продукция представлена еще в 17 городах России.
Производитель косметики «Белита-Витэкс» открыл в России 44 фирменных магазина. Подобных примеров - десятки.
Не избалованный качеством российский потребитель все еще ценит белорусское. По крайней мере, это касается тех, кто не может регулярно бывать на распродажах в Европе. Сами же белорусы свою продукцию уже поругивают.

Я могу говорить только о продуктах. Я их покупаю в Малиновке на базаре и в универсамах «Зелёный клён» и «Алми». Мясо не стало хуже ни на рынке, ни в магазинах, куры - тоже. Рыба у нас импортная, своя - только речная: карп, карась, толстолобик, сом, амур. Рыба тоже хуже не стала. Не изменились и колбасные изделия. А вот с молоком действительно стало хуже: и невкусные, и выбор уменьшился. А кто ещё что скажет?

экономика, Белоруссия

Previous post Next post
Up