"Романтики высоких мачт" (из цикла "Сто дней в кругосветке "Седова") часть первая

Oct 04, 2013 01:46

20 июля 2013 года в Санкт-Петербурге, на набережной Лейтенанта Шмидта собралась огромная праздничная толпа. Люди с подарками, с букетами цветов и приветственными плакатами встречали из кругосветного плавания барк «Седов». 20 мая 2012 год, от этого же пирса «Седов» начал свою кругосветку, и вот - ровно четырнадцать месяцев величественный силуэт показался в створе Невы. Неспешно приближались знакомые очертания реев и мачт. Сюрпризом от экипажа стал «парад» курсантов на реях - ребята выстроились наверху, у самых ноков - и конечно, каждый пытался первым увидеть тех, кто пришёл его встречать. С топа бизани до самой воды спускался особый вымпел - 90-метровая лента почета, на которой перечислены все порты маршрута и имена сорока семи членов экипажа, которые прошли плавание полностью, без замены.
Я тоже стояла в толпе с букетом и ждала, когда же можно будет обнять наших дорогих мореходов. Парусник подошел уже так близко, что стало возможным различить лица людей на борту. Сердце защемило, а на глаза наворачивались слезы: «Дошли, дошли, какое счастье»...

Казалось бы, не стоило и сомневаться, что дойдут - все-таки современное судоходство, все нормы безопасности, не война и не гонка… но пока не увидишь своими глазами, как швартуются к родному причалу - сознание не верит до конца, что всё благополучно завершилось.

Встреча покатилась своим чередом - оркестр, приветственные речи, фейерверк, традиционный запеченный поросенок, фуршет и торжественный бал… экипажу вручали награды и памятные подарки, палуба была полна людей - кроме родных и друзей экипажа, в Петербург специально приехали несколько сотен человек из тех, кто прошёл на «Седове» один или несколько переходов. Для того, чтобы обнять самых «популярных» членов экипажа порой приходилось чуть ли не стоять в очереди, и сколько же было радости и счастья, когда наконец ты дожидался возможности подойти к другу, убедиться в том, что вот он - жив, здоров, и теперь - герой-кругосветчик.

Провожая «Седов» в кругосветку год назад, я не знала, чем обернется для меня лично это плавание, и искренне полагала, что увижу корабль только на церемонии встречи. Но «Седов», как вам расскажут на борту, не отпускает того, кто с ним соприкоснулся - и уже через два месяца после выхода корабля в море я неожиданно оказалась на недельном переходе Бремерхафен-Брест, а спустя еще полгода обстоятельства моей жизни сложились так причудливо, что я прибыла в Манилу и присоединилась к экипажу в роли журналиста. Руководство МГТУ при содействии пресс-центра Росрыболовства любезно разрешило мне участвовать в плавании, и я прошла на «Седове» от Манилы до Кейптауна, около двенадцати тысяч миль, проведя на борту парусника сто дней.

«У каждого своя кругосветка»

Одним из ярких моментов этого путешествия было участие в плавании группы «практикантов» - сотрудников фирмы ABBYY и их друзей. Они приехали дружной организованной компанией, участвовали в переходе Гонконг-Сингапур как команда мачты первого грота и запомнились экипажу своей обучаемостью, дисциплинированностью и жизнерадостностью. В экипаже их ласково прозвали «аббиками». С собой они привезли в подарок замечательные календари, на которых был придуманный ими девиз: «Life is a journey - У каждого своя кругосветка». Побывав на корабле, и читая сотни впечатлений от тысячи участников плавания, я понимаю, что это именно так. На борту одновременно находилось по две сотни человек, и словно двести отдельных жизней и разных плаваний протекали параллельно.

Плавание «Седова» освещалось в СМИ достаточно активно, и кажется, уже нет такого уголка корабельной жизни, который не попал в фотохронику, не был снят для телепередач, описан в радиосюжетах и репортажах. Миля за милей дневник кругосветки вёл Валерий Василевский - на сайте http://sts-sedov.info/rus/novosti/ можно найти колоссальную проделанную им работу. Завершающим аккордом стало издание Русским крейсерским клубом великолепного журнала «БылЪ», где описана и история судна, и предыстория плавания, и хроника кругосветки. Если добавить к этому мои собственные «фронтовые сводки» (до отъезда: http://sail-training.ru/txt/news/20-05-12.html и во время плавания: http://www.yachtrussia.ru/sedov2012-13/ )- кажется, добавить или написать что-то еще уже невозможно. Если только некоторые личные наблюдения, которые я сделала за сто дней своего участия в плавании, своего рода «психологические этюды».

В кругосветном плавании на одном из красивейших парусников планеты есть множество прекрасных сторон - всякий раз я вспоминаю эти чудеса, когда меня спрашивают «что же было хорошего, ради чего стоило испытывать такие трудности?» Это и невероятная плавность парусного хода, это удовольствие созерцать и познавать сложную систему «высокого» рангоута и филигранное управление судном и парусами со стороны экипажа. Это неиссякаемые красоты океана и небес, встреча с экзотическими странами. Это знакомство и общение с удивительными людьми - с настоящими просоленными моряками из палубной команды, ювелирами штурманского искусства на ходовом мостике, светлыми глубокими людьми из команды, задорной талантливой молодежью из «курсантского состава», интересными собеседниками и новыми друзьями из туристов-практикантов. За время плавания мне удалось написать более тридцати репортажей, и я пообещала себе, что это будут позитивные репортажи. Надеюсь, мне удалось на страницах моей интернет-трансляции передать счастье и восторг, забавные и интересные моменты путешествия - в этих репортажах нет ни слова лжи или неискренности, думаю, там можно найти и услышать подлинную радость и счастье, которые мне довелось испытать. Стоит ли повторяться теперь, если всё это опубликовано и (я надеюсь) прочитано? Мне кажется, гораздо интереснее поделиться наблюдениями, которые не вошли в те репортажи.


Плавание оказалось лично для меня серьезным испытанием. Почему так произошло? Много раз мне довелось слышать - и от друзей и от недоброжелателей одинаковые слова: «Да что там такого у тебя было сложного? Там же условия в десять раз лучше и комфортнее, чем на ваших яхтах!» Вобщем-то, я и сама себе удивлялась - каюты, которые в десять раз просторнее яхтенных «гробиков», количество обязанностей, не сравнимо меньшее, чем на яхте в дальнем походе, возможность ежедневно принять душ, достаточное количество пресной воды, доступ к электричеству, четырехразовое питание, светское общество по вечерам, дополнительные развлечения в виде кино, настольного тенниса, новых интересных людей - в самом деле, ни на одной яхте такое и не снилось. И всё-таки, почему же хочется преклоняться перед людьми, прошедшими, выдержавшими это плавание?

Всяк сверчок - знай свой шесток

Придя из демократичной яхтенной среды, где через год-два сегодняшний матрос-новичок может оказаться твоим шкипером на регате или соперником по дистанции, где многообразие регат и пестрота состава прививают только самые базовые традиции, для меня сложнейшей задачей стало встроиться в иерархическую систему, которую регулируют жесткие прописанные правила и в такой же степени - неписанные нормы и даже ритуалы. Я знаю, что для мужчин, особенно служивших в армии, такая задача не представляет ничего сложного, для меня же это оказалось очень крепким орешком, помноженным к тому же на дополнительную особенность - быть женщиной в системе, приспособленной для мужского бытия, оказалось непростым искусством. Видимо, каждый человек подходит к определенному пространству и социуму, как говорила моя бабушка, «на каждую кастрюльку своя крышка», и я спокойно отношусь к тому открытию, что я плохо совместима с казённой и предельно маскулинной системой - миром государственного учебного парусника, однако, теперь знаю и понимаю об этом мире немного больше, с еще большим уважением отношусь к людям, работающим на этих судах, и теперь - уже на собственном опыте - убеждена в необходимости существования и развития учебного парусного флота для будущих профессиональных моряков.

Для того, чтобы пояснить свои дальнейшие рассуждения, я напомню структуру команды - хоть у каждого и личная, персональная кругосветка, но все-таки можно выделить большие «страты» в экипаже, жизнь в каждой из которых течёт по своим законам. В каждом «социальном слое» этого маленького государства свои законы жизни и бытовые условия, свои радости и горести, своя экономика и политика, своя мотивация к участию. Разительно отличается плавание на корабле в роли курсанта, туриста-практиканта, члена основного экипажа, офицера судна или гостя корабля.

Моя причудливая судьба и постепенная миграция моего статуса в экипаже (от «специального гостя», через «засланца столичного пресс-центра» до члена экипажа и просто «нашей Златы») дала мне возможность плотно соприкасаться со всеми этими «категориями» путешественников и частично разделить жизнь с каждым из этих «социальных слоёв». Это была еще одна сложность моего пребывания на корабле - жизнь тут легко классифицируется и определяется твоим статусом, и иметь маргинальную, особую, невнятную позицию - значит вызывать (как минимум поначалу) опасения, недоумение и раздражение. Говоря по простому, эти чувства со стороны экипажа можно описать как «а не засланный ли ты казачок» и далее - «посмотрим, какой-такой Сухов». И все-таки я благодарна обстоятельствам за то, что мне довелось и участвовать в неторопливых застольных разговорах в кают-компании, и наблюдать день за днем офицерскую службу, и восхищаться мастерством палубной команды, и прислушиваться к пульсу жизни в душном воздухе экипажной палубы, и участвовать в веселой кутерьме туристических кубриков, и общаться с курсантами во время содержательных занятий. Мне довелось увидеть со многих и многих сторон сложный и жёсткий, но глубокий и подлинный мир большого экипажа в большом плавании.


"Романтики высоких мачт", часть 2

"Романтики высоких мачт", часть 3

(с) текст, фото - Злата Бредова
Previous post Next post
Up