"Романтики высоких мачт", часть 1 "Романтики высоких мачт", часть 2 «Пускай ладони твои в смоле, без пятен сердце зато»
Сложнее всего записать воспоминания об экипаже парусника - настолько обширны, разнообразны и эмоциональны для меня эти переживания. Шестьдесят человек день за днём выполняют свою работу - каждый стоит на своей вахте. Сорок семь человек из них прошли все четырнадцать месяцев бессменно - собственно, именно их следует именовать «кругосветчиками». Разделив с экипажем радость и тяготы, едкие шутки и повседневный пот, я счастлива быть знакомой с этими людьми, мне довелось пустить их в своё сердце и проникнуться к большинству из них почти благоговейным уважением. И вроде бы нет на судне такой работы, которую можно было бы назвать невыносимо тяжелой, но нет и такого человека, чья жизнь была лёгкой и простой. Но почему-то никак не выходит из головы цитата из дневника участника первого русского кругосветного плавания 1803-1806 годов, лейтенанта Левенштерна: «Я не советую тому, кто не научился подвергаться лишениям, путешествовать вокруг света».
Это правда очень сложно, хотя никто и никогда вам на это не пожалуется, во-первых, мужчины, во-вторых - это категорически не принято, и так сказать "к рефлексии не склонны". Да и привыкли они, адаптировались и поистине «стойко переносят тяготы и лишения морской службы». Но как говорится, «я девочка, мне можно», и вот моё мнение о том, чего так трудно лишиться на 14 месяцев, отправляясь в дальнее плавание в большом экипаже.
Нужно оторваться от родного дома и почти лишиться связи с ним - вы будете общаться с родными и друзьями только в портах, разыскивая и вылавливая местный интернет, или во время очень редких звонков по корабельному «спутнику», а также - жить в условиях информационной изоляции, довольствуясь небольшими выпусками корабельных новостей, слухами и домыслами. Нужно остаться без пребывания в одиночестве, привыкнуть к постоянной скученности и необходимости все время быть на виду. Нужно жить в нескончаемом однообразном колесе, которое редко-редко разнообразится праздником или портом, но чаще - только отягчается погодой или ограниченностью инструментов и средств. И отвыкнуть самому выбирать условия жизни, включая рацион или качество воды - как бы ни старались повара и начпрод, реальность государственного судна все равно сделает рацион и меню приевшимися и раздражающими. Нужно смириться с невозможностью выбирать или сменить соратников, начальников и подчиненных. И надо согласиться остаться без выходных, отпуска и даже возможности 100%, полноценного сна более чем на год - ибо на корабле ты всегда будешь оставаться в режиме stand by…
Какими же качествами должен обладать человек, чтобы преодолеть все эти тяготы? Конечно, довелось повидать в экипаже людей, которые не нашли позитивного выхода из этого лабиринта - тех, кто впадал в меланхолию, начинал предаваться зависти и интригам, агрессивно срывался на других членов экипажа - такие люди доставляют много неприятных минут, но вызывают глубокое сочувствие. Как я сформулировала это для себя - на корабле, в таких жестких и стрессовых условиях, мы бессильны перед своим внутренним злом. И даже лучшие черты характера оборачиваются своей опасной стороной - например, мне поначалу сильно вредила привычная открытость - такая невинная и полезная, казалось бы, черта. Но в большом и тесном экипаже она непринята и непонятна, часто она оборачивалась эмоциональной беззащитностью, да еще и пару раз «подставила» меня нескольким энергетическим вампирам. А уж какие нелицеприятные черты моего характера вылезли на поверхность и развернулись во всю ширь… отвратительное высокомерие, махровый снобизм, никчемное непреодолимое упрямство, и редкая житейская тупость во многих ситуациях - в общем, встреча с самой собой стала для меня одним из испытаний в моем путешествии, и гордиться мне особо не чем - если только честно сделанной работой и тем, что даже при таком дрянном характере мне, кажется, все-таки удалось найти хороших друзей на этом корабле.
Так что можете представить, какую силу духа вы встретите в настоящих моряках, преодолевших все эти трудности, для которых опора их личности, опорные черты характера - это терпение и смирение, умение находить свои собственные источники позитива, умение помнить о далеких родных как о близких, способность организовывать себе часы уединения посреди толпы, любовь и интерес к окружающим людям, самодостаточность, способность прощать, разумно жертвовать своими интересами и находить компромиссы - и это наряду с профессионализмом, постоянным совершенствованием в своем деле, привычкой сдержанно удивляться красоте и многообразию моря, мира и людей, самоиронией, остроумием и главное - с личной силой, внутренним светом и подлинной добротой. И отдельная черта старожилов «Седова» - это преданность своему кораблю, порой доходящая до трогательной ревности к прочим парусникам и поражающая простотой и искренностью.
Можно ли удивляться, что походив в море с этими людьми, вчерашние мальчишки-курсанты становятся мужчинами, а практиканты, хоть и не могут сформулировать свои чувства к этим морякам, но также не могут забыть впечатления от общения с ними, и всё пытаются передать друзьям и знакомым эти воспоминания в виде корабельных «баек», хотя как выразишь память о соприкосновении со светлой, сильной, состоявшейся душой, просто цитируя бессмертные выкрики и словесные перлы любимых матросов, боцманов, механиков и штурманов. Одна из последних записей в моём личном дневнике наблюдений, сделанная уже после возвращения домой, такова: «Когда я приехала на барк, меня поражала легкость парусного хода и отсутствие качки… когда я уезжала - я не переставала удивляться людям на нём и величию их души».
Постскриптум
Конечно, три с половиной месяца, где каждый день заполнен событиями, общением, переживаниями - это источник многих тысяч впечатлений, которые могли бы занять сотни страниц. На каждый из своих выводов мне хочется рассказать десяток случаев и ситуаций, произошедших в плавании, но увы - в рамки журнальной статьи не поместятся ни тексты эпиграмм на День именинника, ни знаменитые боцманские байки, ни подробные описания повседневных радостей и горестей. Шанс прикоснуться к этому миру, пережить такое путешествие - наверняка останется одним из самых ярких впечатлений и главных поворотных моментов в моей жизни, и я бесконечно благодарна всем, кто принял участие в создании этой возможности - пресс-центру Росрыболовста, МГТУ, капитану и экипажу «Седова».
Помню, когда я только вернулась, на вопрос «ну как?» я отвечала одинаково: «если бы я знала, что меня ждёт на корабле, я бы ни за что не поехала, но пережив это, я счастлива, и готова была бы приложить и больше усилий, чтобы там оказаться». Отправляясь в плавание, я прежде всего хотела понять - как меняется (и меняется ли) человек в плавании на большом учебном государственном паруснике. Я хотела попробовать на своей шкуре этот вид sail-training. И теперь я могу с уверенностью сказать - эта четверть кругосветки изменила меня, мои представления о мире, о людях и о себе.
Уже после возвращения, в июле, мои коллеги из всемирной ассоциации учебных парусников (STI) на регате в Хельсинки спросили меня - «So, how was your sailing on “Sedov”?» Я смогла ответить только банальным штампом: «Ohh... It was life changing experience».
(с) текст, фото - Злата Бредова