Джейсон Борн / Jason Bourne (2016) Много лет спустя Борн всё так же прячется в мутной человеческой пене от радаров спецслужб, зарабатывая на жизнь нелегальными боями, и всё чаще с тоской глядится в зеркало. В ЦРУ же опять неспокойно, Джулия Стайлз умудрилась обойти защиту и скачать все данные по секретным операциям, чтобы в нужный момент подкинуть эту бомбу Джейсону. Ну и - понеслось.
Должна признаться, терпеть не могу Гринграсса за его псевдо-документальный метод "побольше крупных планов и машем беспрерывно расфокусированной камерой во всех направлениях". У меня с вестибуляркой особых проблем нет, но местами голова натурально кружилась, ни одной статичной сцены же. Ну и 2 часа это несколько многовато, его бы чуть ужать чтоб динамичней был, а то ближе к концу внимание "плывёт" и задница деревенеет. Зато с содержанием никаких проблем: темы поднимает актуальнейшие, экшен вполне достойный, как "зачем-то продолжение законченной трилогии" тоже получилось качественно.
Борн может уже всё помнит, но далеко не всё знает о своей вербовке, так что личными мотивами и поводами для мести его обеспечили (зато зажали[спойлер]мотивы персонажа Викандер, так я и не поняла какой у неё зуб на директора был, кроме очевидно карьерного). Старой ЦРУшной гвардии не осталось, но свежая злодейская кровь в лице Томми Ли Джонса с Касселем достойно изображали монстров. Викандер на всякий случай сказали играть робота из Ex Machina и не улыбаться, а то ещё переиграет всех, будет неловко. Сюжет получился даже более осмысленный чем в предыдущих фильмах (хоть и не без дыр), внезапно замена Тони Гилроя пошла на пользу. Очередные рассуждения о том что спецслужбы это корпорации зла в чистом виде с их тотальным контролем и прочими посягательствами на гражданские свободы хорошо оттенили картинами как их избыток (или недостаток, но это отдельная тема для разговора) превращает Европу в подобие разгромленного Ближнего Востока. Борн пол-фильма кочует по грязным тёмным перенаселённым городам, через беспорядки и разруху и как-то я вдруг очень начала ценить что живу в маленькой, тихой, чистенькой стране. Под тему "свобода информации" Сноудена вспоминают даже не раз и не два, а кибербезопасность вообще становится центральным лейтмотивом.
Экшена по ощущениям может и не так много как раньше (хотя мордобитие по тёмным углам то и дело происходит), но две крупнейшие сцены сцены очень впечатляют. Уход от погони на мотоцикле чуть ли не по головам и баррикадам, через пламя, по узким афинским проулкам выглядит просто нереальным. Но эпическая финальная погоня, когда злодейский агент на SWATовском бронетранспортёре проходит через Лас-Вегасские пробки как сквозь масло, убирает его влёгкую. Особенно если не обращать внимание что она несколько неудачно перекликается с трагедией в Ницце. В общем, типичный Грингасс и внезапно неплохой, остросоциальный Борн.