По дороге к северу от Москвы «туристы выходного дня» в основном стремятся в Сергиев Посад или в Абрамцево, но ещё ближе здесь есть, может быть, менее известный, но имеющий столь же богатую историю, как и Абрамцево, центр усадебной культуры. Это музей-усадьба «Мураново», где сохранилась память о нескольких дворянских семьях, которым на протяжении двух столетий принадлежал дом. В серии путеводителей
"Музейный гид" выйдет издание, посвященое портретам семьи Энгельгардт - дворянского рода, с которого начинается литературная история мурановской усадьбы. Здесь публикуем выдержки из текста сотрудника музея Татьяны Гончаровой.
Семейство Энгельгардт. Художник Карл Барду. 1816. Казань. Холст грунтованный, пастель.
В усадьбе Мураново с начала XIX века сохранился не только сам дом как архитектурный памятник, но и всё его наполнение, собранное четырьмя поколениями владельцев: Энгельгардтов, Боратынских, Путят и Тютчевых.
Инфографика, созданная для путеводителя "Музейный гид" по коллекции портретов семьи Энгельгардт (Музей-усадьба «Мураново» имени Ф.И.Тютчева).
Первым директором и пожизненным хранителем мурановского музея после революции был назначен Николай Иванович Тютчев, внук поэта. В художественных кругах Москвы он был широко известен как знаток русского искусства и авторитетный коллекционер. Эта увлечённость, ставшая второй профессией, помогла ему в музейной работе. Он даже был приглашён на работу в комиссию по отбору музейных ценностей, созданную при Наркомпросе.
Николай Тютчев и Кирилл Пигарев в мурановском музее. 1948. Фотография Виктора Молчанова.
Кроме директора, в штате мурановского музея числились уборщица (бывшая горничная) и сторож (бывший садовник). Уже в 1930‑е годы добавляется половина ставки экскурсовода. Её занимает Кирилл Васильевич Пигарёв, племянник Н. И. Тютчева, правнук поэта. Но в работе музея принимала участие вся семья. В парке часто видели Софью Ивановну Тютчеву, старшую внучку поэта, чистившую дорожки. У бывшей воспитательницы царских дочерей это получалось не хуже, чем у садовника, - дорожки той части парка, который оставили музею, всегда были в безупречном состоянии.
Мурановский дом со стороны галереи. Фотография Фёдора Тютчева (?), внука поэта, 1910-e.
Екатерина Ивановна (в замужестве Пигарёва) водила экскурсии - на сохранившихся фотографиях её можно увидеть в окружении посетителей музея. Водили экскурсии (или, как тогда говорили, «показывали музей») все трое её детей - Кирилл, Ольга и Николай. Николай Васильевич рассказывал, что ему, как самому младшему, доставались группы пионеров; он с завистью смотрел на ребят, шагающих под звуки горна и барабана, и ему хотелось также встать в строй и звонко выкрикивать речовки.
Мурановский дом со стороны подъезда. Фотография Фёдора Тютчева (?), внука поэта. 1910mso-bidi-font-family:"MS Mincho"">‑еmso-bidi-font-family:PTSerif-Regular">.
Вся семья вела большую работу с семейным архивом, куда входили рукописи Ф. И. Тютчева, Е. А. Боратынского, И. С. Аксакова. Эта часть архива привлекала в Мураново известных учёных, филологов и историков, так что музей стал научным центром по изучению жизни и творчества двух поэтов. Обитатели усадьбы были вовлечены в общественную работу. Например, правнуки Ф. И. Тютчева вели «борьбу с неграмотностью». Сам Николай Иванович в соседних деревнях читал лекции по русской литературе и истории. Очевидцы вспоминали его неторопливую речь, элегантную манеру держаться. Врождённое «дворянское чувство равенства со всеми» нивелировало сословные и возрастные барьеры между ним и его собеседниками. Однажды это его качество помогло сохранить усадьбу. В 1917 или 1918 году местные крестьяне, впав в общий революционный раж, пришли «экспроприировать экспроприаторов». К ним вышел Николай Иванович и в свойственной ему спокойной обезоруживающей манере спросил: «Что плохого вам сделали Тютчевы?» «Революционеры» потоптались и удалились прочь.
Мурановский дом со стороны хозяйственного двора. Современный вид.
Продолжение следует...