Продолжаем анализировать что попало. Следующий вопрос:
Для кого делалось/писалось.
Это просто, но, увы, часто упускается при использовании исторических свидетельств. Все документы, предметы, мебель, оружие, деньги, музыка, поэзия, танцы, наконец, создавались для кого-то, для вполне подразумеваемого автором конечного пользователя. У лингвистов это называется адресатом. У современных маркетологов это называется потенциальным потребителем. Кстати, самые толковые из аналитиков рынка уже научились различать потребителей не только по уровню дохода, но и по культурным особенностям. У музыкантов эта же группа получателей продукта называется аудиторией.
Что же это за аудитория, часто приходится определять по не совсем явным признакам. Во-первых, «не по словам судите их, но по делам». Декларируемые намерения, цели, получатели продукта - это одно. Реальный получатель продукта - чаще всего совсем другое дело. Иногда сам производитель не ожидает результатов. Иногда автор продукта - просто не умеет прогнозировать. Иногда автор не имеет понятия, кем его продукция будет употреблена. Чаще же, автор (по крайней мере, в письменных источниках) знает своего читателя и пишет для него. Вот фрагмент из уже упомянутой «Повести временных лет» (перевод на русский ).
«Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.»
Угадайте, из какого племени была та братия, что могла читать эту летопись? :) А ведь летопись претендовала на хронику событий по всей Киевской Руси. Типа, с общерусских позиций. :)
Дневники вызывают особый интерес у историков, потому что автор чаще всего пишет для себя, в рассчёте на тот пласт знаний, чувств, мыслей и ассоциаций, который у него присутствует на момент написания. Но бывают и дневники «на публику», бывают «для потомков», а ещё бывают и фиктивные дневники.
Приказы и распоряжения пишутся в рассчёте на некого среднего подчинённого (если приказывающий плохо знает своих людей) или на конкретных личностей, часто с учётом их недостатков и достоинств (если автор разбирается в своих людях, или думает, что разбирается).
Донесения, рапорты и прочие отчёты пишутся в рассчёте на вышестоящую инстанцию (часто - с целью выставить себя в лучшем виде, об этом в следующей части)..
Хроники и прочие сводки новостей пишутся с оглядкой на то же самое начальство, будь это граф Нормандии или заведующий редакцией.
Часто один и тот же автор обращается к разной аудитории с совершенно различными предложениями. В 1804 году в Англии запретили работорговлю. А английское оружие в Европе имело хорошую репутацию. И у английских мастеров возникла проблема - куда девать всю ту некондицию, которую они до сих пор сплавляли для продажи африканским вождям в обмен на рабов? Предметы класса «дешёвка» вплоть до середины ХХ века серьёзно отличались по качеству от предметов для тех, кто готов платить деньги за качество. Сейчас китайский джемпер с крокодильчиком может отличаться от китайского джемпера без крокодильчика лишь на одну аппликацию. А может и напротив, отличаться и по качеству ткани, и по обработке швов, и по крою.
Подделка. Или обман, как исторический источник. Да, китайский ширпотреб - это тоже свидетельство эпохи, позвроляющее орпределить, что было востребовано большими массами покупателей в то время, когда он выпускался под марками, например «Kristian Dioy» или «Sea Mince».
Как определить, для кого всё это (вставить нужное) делалось?
Пара способов была описана во втором посте.
Ещё имеет смысл смотреть, где в момент создания объекта он мог обращаться.
Листовки начинающиеся со слов «Партизаны, сдавайтесь...» вряд ли были рассчитаны на разбрасывание над линией фронта. Верно и то, что праворульные машины изначально выпускались для стран с левосторонним движением. А «Kristian Dioy» рассчитан отнюдь не на знатоков французских модных домов.
Сопоставление деталей.
Мы уже определили (иначе нет смысла подробно анализировать), где и когда наш объект появился. Мы (крутые историки, ага!) примерно представляем себе, какие там и тогда были взгляды на жизнь и категории оценки явлений этой самой жизни. Мы примерно представляем себе автора (ага, щаз-зз!). А теперь начинается вязание крючком из колючей проволоки:) Мы смотрим на отдельные слова, которые автор употребляет для описания схожих явлений, и вывихиваем себе мозги, прикидывая, отчего советские разведчики противопоставлены американским шпионам. (Почитайте, кстати, конвенции о правилах войны, и вы поймёте, что и те и другие, вообще-то - шпионы.) Отчего нордическая хитрость так похожа на византийское коварство, а русское слово «кавказцы» (ЛКН) описывает лишь малую составную часть людей подпадающих под английский термин «caucasians». Кстати, сам термин «лица кавказской национальности» вполне характеризует уровень этнографических потребностей его использующих («лица из числа народов Кавказа и Закавказья» было бы куда корректнее, но длиннее).
То что получатель инфы о ЛКН - не из числа кавказцев - тут и к бабке не ходи. (Чего, лезгина с даргином спутали? (с) сам даргинец) Учитываем, что если автору не важна разница между двумя разными явлениями, он смешает их точно также, как если бы автор разницу знал, но считал, что она не важна для его аудтории.
Содержимое объекта (или его комплектация, если речь идёт о машине).
Кондиционер или печка - вот хороший критерий для определения климатических зон проживания водителей! Если вы, читая учебник, постоянно думаете: «да кто ж этого не знает?», то эта книга рассчитана не на ваш уровень компетенции в данной теме. То же самое верно, если возникает мысль: «это автор о чём?». Учтите в последнем случае, что вам может не хватать уровня подготовки в такой дисциплине, как «знание внутренних установок, умозаключений второго-третьего порядка и невротических тараканов в голове автора». К сожалению, бывает и так.
Стиль подачи объекта.
Маленькие дети любят яркое. Военные любят простоту. Академические учёные любят термины иноязычного происхождения. Маленькие дети не любят сложного. Военные не любят двусмысленности (я имею в виду базовый смысл этого слова :) ). Академические учёные не любят голословных утверждений.
Иногда целевую аудиторию приходится устанавливать, вычёркивая всё то, что ей быть не может. Но это делается уже совсем от отчаяния.
Наличие аудитории\рынка\пользователя заставляет автора из всей своей суммы знаний/методов работы выбирать по большей части то, что наиболее эффективно для воздействия на аудиторию. Это чаще всего делается несознанно.И, скажем честно, сильно сужает работу по реконструкции личности автора. А вот что за воздействие автор собирается произвести на аудиторию - об этом в следующий раз.