В прессе и в научных дебатах все чаще обсуждается судьба так называемого "государства всеобщего благоденствия" (государства, берущего на себя обширные социальные обязательства: социальная защита малоимущих, инвалидов, пенсионеров, безработных и др.; бесплатное образование и здравоохранение; гарантии соблюдения базовых трудовых прав и мн.др.).
Апологеты разгосударствления утверждают, что свертывание walfare state - разумный шаг, поскольку 1) глобальная конкуренция побуждает снижать налоги и минимизировать расходы на государственные услуги (иначе - бизнес бежит в страны большего благоприятствования и меньшего сопротивления); 2) это единственный способ укротить аппетиты коррумпированной бюрократии и выбить табуретку из-под ног обнаглевших лобби; 3) это справедливо, поскольку социальные пособия развратили "низшие слои" и потворствовали росту иждивенчества...
Критики негодуют, поскольку демонтаж социального государства I) знак исторического регресса и безответственности элит, кража исторически добытых и конституционально закрепленных гражданским обществом прав и свобод; II) симптом наступления нового социал-дарвинизма, при котором публичная жизнь будет, как встарь, определяться голосами желудков и припадками ярости исключенных; III) символ капитуляции политической системы, "распятой" между интересами номенклатуры, рыночных игроков и электоральных групп разной степени сплоченности, и более не способной находить рациональные компромиссы.
Если анализировать высказывания "за" и "против", то бросается в глаза недостаточная рефлексивность полемики и "занятие окопов" в силу идеологических предзаданных стереотипов. Причем обе стороны парадоксальным образом видят себя в проигравших, а избирательно подобранные факты - "убедительно" это подтверждают: одни ссылаются на растущую безработицу, сокращение социальных программ, разрастание прослойки прекариата (люди, работающие по временным контрактам и не имеющие соц.пакета) и проч.; другие - тычут пальцем в усиление гос.регулирования рынка, шантаж предпринимателей "социальной ответственностью", дорогостоящие популистские реформы...
Позиции основных политических партий по этому вопросу заинтересованной публике известна и не в
music_action стоит их критиковать, уточнять и т.д. Сообщество создавалось, чтобы артикулировать точки зрения и практики, представленные на другой - автономной и независимой публичной сцене, где действуют неправительственные организации и профсоюзы, социальные движения и неформальные инициативные группы. Существует ли в этой среде общий взгляд на проблему социального государства и пору пертурбаций, в которую оно вступило? Или же - третий сектор в данном случае на статус самостоятельной силы не претендует, а его профессионалы, активисты и волонтеры реализуют персональные мнения через обычные электоральные процедуры, через членство в политических партиях и т.д.? Иначе говоря, существует ли разность позиций в этом вопросе между миром институциональной политики (административная, партийная, лоббистская борьба за власть и др.) и сферой гражданской политики (влияние на принятие политических решений без перехода в ранг бюрократа, партийца, депутата и т.д.)?
Каких-либо внятных текстов на этот счет мне не попадалось.
Заочно могу предположить, что относительно конвенциональной, имплицитно общеразделяемой является примерно такой тезис: важно не государство всеобщего благосостояния как таковое, а тот стандарт гуманности, свободы и справедливости, которое, по мысли учредителей, оно должно было устанавливать; для нас не принципиально, каким образом будет технологически решена проблема воспроизводства этого стандарта (будет ли она возложена на бюрократическую машину или ее субституты); любое понижение этого стандарта, вне зависимости от весомости аргументов (кризис, глобализация и проч.), неприемлемо в первую очередь по этическим и правовым основаниям и это требование должно задавать рамки, в которые должны быть заперты как при конклаве - те, кто экспертно проектирует и принимает решения.
Для властей и предпринимателей это выглядит как безответственный ультиматум (мол, требования без конкретных предложений - инфантильное топанье ножкой). Что естественно и нормально: одни своим положением обязаны мыслить в категориях медиальности (как разрулить социальные противоречия максимально приемлемым способом?), целерациональность других детерминирована логикой прибыли и потребительского спроса (бизнес - не собес), соображения третьих (из третьего сектора) по определению должны исходить из ценностных оснований, прописанных в миссиях организаций, на флагах социальных движений, листовках "групп интересов" и... в законодательных актах, в Конституции, в нормах международного права.
+ + +
Если арт-активистскую стратегию Кени Аркана описывать в терминах Великой Французской революции, то ее, согласно собственному признанию в альтермондиалистском манифесте "
La Rage Du Peuple", стоило бы отнести даже не к якобинцам, а к enragés ("бешеным"). Только вместо булыжников - поэтическая сигнализация о назревающем социальном взрыве ("mon R.A.P. est synonyme de bombe (bombe) à retardement") и передача мегафона в уста городских окраин, эмигрантских кварталов, рабочих поселков, бидонвилей и фавел стран третьего мира.
Keny Arkana - Le missile est lancé
Click to view
В этой маленькой франко-аргентинской девушке запасов гнева, бескомпромиссности и энергии сопротивления социальной несправедливости - на десяток килотонн. "
Она - не лечит, она - свидетельствует",
вступается "за" и верит, что
desobeissance civile в случае крайней нужды
сточит любые "камни". Правда для сторонницы разоружения в ее текстах - явный перебор с метафорами силового противостояния. "Запуск ракет" антикапиталистически-точечного прямого действия, как правило, приводит к столь же трагичным последствиям, что и пальба с вертолетов "Апач". Радиус реального поражения всегда шире, а рикошеты последствий - необратимее. Радикальность в отстаивании ценностей - качество, если и не замечательное, то понятное. Но когда оно не оснащено программой действий, превращающей ценность в норму (ценность, о которой рационально договорились) и предлагающей ненасильственный путь для отстаивания каждого из пунктов правового контракта... стирается грань между революцией и криминалом.
Dis leur que c’est l’heure
Dis leur que la petite marseillaise débarque
Déballe ses rimes écorchées
Dis leur qu’une fois dedans je sortirai plus des bacs
Dis leur que je me fous de la tendance et de ce que les gens disent
Que je compte brûler leurs normes eux qui voient le rap comme une marchandise
Dis leur : pour foncer j’attends pas leur signal
Je veux pas signer, qu’il y a pas de pseudo gangsta chez moi
Car j’ai pas de potes chez les résignés
Dis leur que je ne fermerai pas ma gueule même dans l’adversité
Que peu importe ce qui m’attend, ce qui m’accueille
Je marcherai vers ma vérité
Dis leur que je ne renoncerai pas
Non depuis le temps que je suis dans l’ombre
D’ailleurs je ne veux pas y bouger
Mais si la lumière tourne c’est de la bombe (bombe !)
Dis leur que je resterai fidèle à mes rêves de môme
A mes convictions et à tous ceux qui ne supportent plus cette vie à Babylone
Dis leur que je ne me plierai pas aux exigences du marché ou autre
Et que je crierai ce que je pense sur nos chers bâtards de dirigeants
Dis leur que c’est de la vérité que je compte mettre sur le tapis
En gros dis leur que mon rap est une menace pour les règles établies
Refrain (x2) :
Dis leur que le missile est lancé
(cric cric)
Dit leur que c’est trop tard pour le désamorcer
Et même si ça présence n’est pas annoncée
Dis leur que mon rap connaît sa cible,
Sa trajectoire, fédérateur, donc pas là pour que les gens restent assis
Dis leur que je n’oublie pas pourquoi je cause
Ni pour qui encore moins contre qui
Dis leur qu’on a voulu que je recule
Et que c’est de bon cœur que je contredis
Dis leur que je raconte le dilemme de mon époque
Et de ce qu’on vit ici, empoisonnée j’cherche encore l’antidote
Dis leur que je me fous de leurs tubes
Et que je veux du durable
Que leurs bizz me gonflent comme les pseudos intellectuels du rap
Pleins d’analyses et de critères à la con
Eh dis leur qu’il n’y a pas de règles dans l’art
Alors qu’ils gardent pour eux leurs jugements à la con!
Vas y dis leur que je rappe pour les miens
Et pour ceux qui me comprennent,
Les vieux, les petits, les sages, les fous,
Tout le monde et que je rappe sans contraintes
En gros dis leur que mon rap est tout d’abord fédérateur
Et que si on crie STOP … j’appuierai sur l’accélérateur !!!
Dis leur que je fais comme je sens, donc je me sens de défoncer dans l’art
Question de défendre ce que je pense j’suis prête à foncer dans le lard
Dis leur que dans la bataille, j’suis déjà lancée dedans
Et que si au mic je fous le bordel c’est à cause de mes antécédents…
Refrain (x2)
Dis leur que je me fous de leurs contrats
Que je reste libre comme l’air
Que leur fourberie ils peuvent se la mettre dans le baba
Ou dans la bouche des commères
Car c’est la même
Dis leur que si je la ramène c’est pas pour être attachée
J’ai pas de signature, juste une parole
Et qu’au diable jamais je la lâcherai
Dis leur qu’aujourd’hui seule la mort peut m’arrêter
Qu'j’en ai trop vu, j’ai confiance qu’en Là Haut même si mon mal être est
Toujours de plus en plus encombrant mais je le vide en rap
Sur ma route trop de pertes et d’embûches,
comprend donc ce gros vide en rab
Eh merde, dis leurs que je reste fidèle à mes engagements…
Que c’est sûrement pas pour la gloire que j’ai quitté mon Etat Maj’, non !
Dis leurs que ceux qui ne savent pas, la ferment
Ceux qui croient qu’on était 3 alors qu’on était 13 dans l’affaire
Eh dis leur que je n’oublierai jamais d’où je viens
Tout mes frères et sœurs de foyer même si aujourd’hui ma vie bouge bien
Dis leur à tous qu’ils peuvent même le dire à tous les parlements
Que mon R.A.P. est synonyme de bombe (bombe) à retardement.