Показ как способ передачи информации - нечто среднее между обобщением и рассказом (трансляция знания) и со-действием (форма трансляции опыта; проще дать в руки лопату, чем долго объяснять, как она выглядит и зачем нужна)...
Проекты французского фоторепортера
Yann Arthus-Bertrand гениальны именно своей простотой. Больше 15-ти лет он уже делает серии фотоснимков природных ландшафтов разных стран с высоты птичьего полета (вернее, с высоты, на которую поднимаются вертолеты), стараясь тем самым сенсибилизировать общество к проблемам окружающей среды. "
Земля, увиденная с небес" - одна из его кочующих выставок, главным принципом которой - принцип репортерской этики: гуманитарная миссия журналиста состоит в том, чтобы дать голос, дать возможность высказаться тем, кто в настоящее время этого голоса и возможности лишен (к примеру, природа - флора, фауна, камни, реки... они не нуждаются в переводчике: фотография в состоянии передать их красоту или крик боли, т.к. естественный язык универсален и общепонятен).
С людьми чуточку сложнее. Посмотрите дивный трехязычный сайт "
6 Billion Others", являющийся одним из гуманитарных проектов, вдохновленных Yann Arthus-Bertrand (как интернет-проект начат в 2008-ом). Только не пропускайте флеш-анимационной заставки. Согласитесь, затея собрать и визуализировать биографические свидетельства 6 миллиардов людей, населяющих Землю, желание показать антропологическое, историческое разнообразие жизни - это нечто завораживающее. Взгляд на человечество с высот идеологий или гуманитарных теорий, как правило, "стирает лица" (в той же философии истории фигурируют народы, цивилизации, государства и прочие крупные общности...); здесь же - обобщение оставляет место для частного, индивидуального, неповторимого. Лица, голоса, языки... Даже если не понимаешь ни слова, собранные интервью затягивают, побуждают вглядываться, вдумываться, вчувствоваться в грандиозность мира...
То же ощущение, та же жажда видения целостности вселенной, та же несбыточная надежда мысленно, в воображении, в акте веры встать на точку зрения Творца и хотя бы на долю секунды панорамно ухватить комедию, трагедию, буффонаду, трэш, симфонию человеческого универсума - в великой музыке.
Не чудо разве - исполнение Баха канадским пианистом
Glenn Gould? Не в концертном зале, не в лучах софитов, а дома - с собакой у ног, с чайками за окном, с бормотанием себе под нос... Гленн Гульд, как и, к примеру,
Мстислав Ростропович, обладал феноменальной способностью показа грандиозности событий: только Гленн задавал масштаб восприятия "ускользающих мелочей", а Ростропович - добивался компрессии "глобально-исторического" до душевной амплитуды частного человека... Экология природы, экология общества, экология интеллектуальной жизни - не в упрощении, не "в отказе" принимать многомерность, а в поиске гармонии...
Click to view
См. Георгий Котляренко "
Глен Гульд - пророк "электронной" культуры".
P.S. А ведь Гульд оказался прав: звуки не горят, как и рукописи. Он был одним из первых медиа-активистов, однако... :) Так что и нам есть смысл менее неряшливо относится к своим постингам, "не засоряя эфир" и веря, что однажды по-настоящему верно найденное слово, точно продуманная мысль найдет своего адресата, станет частью общей гармонии.
Серия
Bestiaux Сообщество на английском с очень полезными линками в профайле:
environment