Mohamed Mounir - египетский певец, синтезирующий в своих альбомах нубийские (арабские, африканские) музыкальные традиции с "легкими" джазовыми стилями и регги. Его стихи обычно касаются философско-религиозных и социально-политических тем, проблем инакомыслия и свободы творчества, фундаментализма и нетерпимости.
Видеоклип "Maddad Ya Rasulallah" ("Дай мне сил, Посланник Бога"), снятый после 11 сентября 2001-го, запретили на некоторых арабских спутниковых каналах, поскольку, с точки зрения цензоров, он допускал секуляризированное толкование мусульманского вероисповедания. Сам музыкант с этим не соглашался. Он считал, что подлинной причиной снятия ролика с эфира была строчка "любая пролитая кровь для Аллаха греховна". Мохамед Мунир не впервые пошел на публичный конфликт, чтобы противопоставить рационально-гуманистическую трактовку Корана эксплуатации религиозных авторитетов во имя "геополитических целей", чтобы поставить столь болезненный для стран арабского мира вопрос о разделении светских и духовных властей. Столь же последовательна его позиция в отношении отдельных европейских СМИ, которые он обвинял в бездумной трансляции стереотипа об исламе как "вере терроризма и нетерпимости".
Mohamed Mounir - Maddad Ya Rasulallah
Click to view
В 1997-ом Мунир сыграл одну из ролей в фильме "Судьба" египетского режиссера Юссуфа Чаин (Youssef Gabriel Chahine; помните его новеллу в фильме "11 сентября"?).
Действие картины происходит в XII-ом веке, в арабской Андалусии. Аверроэс (Ибн Рушд) - философ, медик, математик, верховный судья и советник халифа аль-Мансура - живет в окружении учеников, проповедуя стремление к истине, любовь, критику предрассудков. Слава мудреца навлекает на него ненависть мулл за "Tahāfut al-tahāfut" (аристотельянский трактат, критикующий мистико-экстатическое сочинение "Tahāfut al-falāsifa" суфия аль-Газали). Давление религиозных фанатиков, запрет на издание томов о философской метафизике и логике заставляет Аверроэса отправиться в изгнание. Вплоть до смерти он жил под "домашним арестом".