Разве что сторонник этики радикального ненасилия не делает разницы между бандитом, нажимающим на спусковой крючок пистолета, и военными, полицейскими, сотрудниками спецслужб, делающими то же самое. Обыватель, которому неведомы сложные ценностные заморочки, который некритически опирается на унаследованный здравый смысл и знание о социальном порядке, первого без сомнений назовет «убийцей», а второго - защитником родины, стражем общественной безопасности, законником, исполняющим свой служебный долг. Последнему доверено оружие и право вершить легитимное насилие. Рукой лиц в униформе движет авансом выданная коллективная воля и веками очерченные представления о нормативных границах, преступая которые человек становится опасен для окружающих и должен быть остановлен.
Так - до тех пор, пока обыватель воспринимает репрессивный государственный аппарат, как «свой», как институциональную приставку к своей персональной свободе и радиусу ответственности. Призывы полностью отказаться от насилия и уничтожить социальные институты, поддерживающие наличный порядок мерами экстраординарного свойства (принудительное лишение свободы, физическое насилие - от применения силы при задержании или аресте до пыток или стрельбы), обыватель воспринимает как наивно-утопические: без стражи и разлитых по обществу угроз применения закона «темные стороны человеческой натуры» неминуемо дадут себя знать и отбросят жизнь в ад первобытного варварства и войны всех против всех.
Этот консенсус обывателя и государства как «коллективного бандита» (того, преступает закон ради его защиты от безудержного эгоизма и агрессивности) расползается по швам, когда возникают и ширятся сомнения насчет того, что «бандит по согласию» действует во имя общей безопасности, а не ради собственных корыстных интересов.
Зарифмованная философская сказка «Clic Clic» французского рэппера MC Solaar идет дальше: она пытается достучаться до обывателя с историями выноса «легитимного насилия» за границы национальных государств и показывает как работают механизмы «коллективного эгоизма». Ведь так просто закрыть глаза на «клик-клик» автоматов, когда выстрелы звучат вдали от обустроенного и уютного «цивилизованного» пространства. Как же иначе вразумить «дикарей» из Африки и Латинской Америки, не познавших власть «закона», «демократии» и «цивилизации»? Они же - «за чертой» общественного договора, в зоне доисторических ценностей и обычаев...
Клод М’Барали (Claude M'Barali, взявший сценическое имя MC Solaar) родился в Сенегале, в семье, бежавшей от гражданской войны в республике Чад. Когда ребенку еще не было года, родители переехали во Францию. Там он вырос, получил образование, стал популярным хип-хоп-музыкантом... «Двойственность» происхождения, статус и муки самоидентификации «француза в первом поколении» сделали его, как и многих беженцев и мигрантов, особенно чувствительным к позорной практике международных «двойных стандартов» и их «обывательским клонам» - колониальным, расистским, ксенофобским дискурсам.
MC Solaar - Clic Clic
Click to view
Wadadading (2x)
C’est un conte philosophique
Basé sur des faits historiques
Depuis le jurassik, jusqu’aux SMIG et les assedics
Pour le pouvoir, le trafic
Le sous-sol ou les Narcotiques
Certaines personnes utilisent le clic clic.
Sur toute la terre en Afrique, comme dans le sud de l’Amérique
On utilise la même logique même si ça n’est pas démocratique
Quand s’emmêlent les politiques
On met des gamins dans des Jeep
Qui,sans esprit critique, utilisent le clic-clic.
Wadadading, Wadadading,
pour régler leur problème ils utilisent leur flingue (2x)
Par amour d’une métisse
Ou par amour de l’améthyste
Parfois où tu habites pour une insulte dite en public
Dans les ghettos les quartiers chics
Pour une simple histoire de fric
Qui sans aucun scrupule utilisent le clic clic.
Wadadading pour régler leurs problèmes ils utilisent leur flingue (2x)
En 40 près de Munich
Sur les côtes du Mozambique
On a établi des listes, une gestion mathématique
Le fascisme, l’eslavagisme ont envoyé au casse-pipe les humains d’un certain type
En usant du clic clic.
C’est une question de principes
C’est même une question d’éthique
Car cette fois ça n’est pas heat,
Les jeux vidéos, les clips
Ce qu’il faut c’est que l’on participe
En deux mots former l'équipe
Pour ne pas rendre glamour l’utilisation du clic clic