Ани ДиФранко заслуживала признание по всем статьям: и труженница великая, и как автор сонорной поэзии -
более чем, и музыкант - с лица необщим выраженьем... Репутация деятельного участника
ЛГБТ-движения, пацифистских и феминистических групп, низовых гражданских инициатив (по обустройству городской среды в родном Баффало, эко-солидарных и др.) поначалу конкурировала с ее славой фолк-рок-певицы (гастроли - по студенческим колледжам, активистским сообществам, фестивалям). Однако она же сослужила добрую службу, когда Ани из принципа отказалась иметь дело с индустрией звукозаписи и шоу-бизнеса: сети неформальных субкультурных связей разнесли весть о ее музыке и стихах куда быстрее, чем это могли бы сделать маркетинг и реклама.
Она хотела петь для людей, разделяющих ее убеждения, а не для анонимной толпы. Так и вышло: ДиФранко по-прежнему - независимый "
артивист", но теперь ее знают далеко за пределами Канады и Америки, на концертах - столпотворение. Рок-журналисты еще в конце 90-ых стали называть ее "социальным предпринимателем" - человеком, поставившим на счётчик альтернативную, автономную, DIY-сцену ("non profit может быть прибыльным") и диктующим условия даже там, где артисты обычно "идут на поклон" (СМИ, муз-каналы и др.).
Иронической "Little Plastic Castle" в 1998-ом Ани ответила на прогнозы, что через пару лет она превратится в звезду a la Марайя Кэри с тем лишь отличием, что ее поляной для чёса станет "кастрированная контркультура", продуктом - "
бунт на продажу", публикой - неформальная молодежь из университетских кампусов и офисные клерки, любящие на досуге погундеть об огрызках ситуационизма 60-ых, Бодрийяре, Барте, Фуко и Чомски, покричать нечто против засилья "общества спектакля и потребления", бесчинств транснациональных корпораций, отравности ГМ-продуктов и далее по всему антиглобалистскому списку.
Ani DiFranco - Little Plastic Castle
Click to view
В ответ на скепсис относительно "чистоты намерений" ДиФранко заявляла, что не собирается представительствовать от чьего-либо имени и присягать на верность идеологемам. Культура подозрения исходит из того, что артист, выходя на помостки (в театре, клубе, на "социальной сцене" как в случае с активизмом), "играет роль" и ничего более. И роль революционера, бунтаря, еретика, повстанца - это товар с меновой стоимостью и колеблющемся спросом. Отсюда - отказ Ани встраиваться в арт-рынок и играть на его курсе акций. Художник должен быть правдив и говорить, как кэролловская Алиса, только о том, что его по-настоящему волнует. И все. Требования гендерного равенства, антирасизм, помощь бедным, протест против войны и милитаризации - по части естественных этических рефлексов, а не подростковый зуд конфронтации с истеблишментом, полицией и властями любой ценой. В "Subdivision" суть этого радикального нонконформизма передана через простые образы: нельзя пройти мимо, если видишь кого-то лежащим в холода на улице, если Берлинская стена и расовая сегрегация пролегают через твою страну.
Ani DiFranco - Subdivision
Click to view