Damian Marley - Confrontation

Feb 21, 2010 10:25

Связи между гражданскими организациями, социальными движениями и субкультурами в теории часто расписывают в пирамидальном ключе. Мол, НПО - это "остывшее движение" (в котором профессионализированное ядро откололось от активистов-добровольцев и выполняет свою миссию, используя как рычаг законодательство, труд экспертов и "узких специалистов", лоббистские ходы-выходы и др.), а "социальное движение" - это субкультура в стадии перехода из "газообразного" в мало-мальски структурированное, самоорганизованное состояние, приобретающая целенаправленность, утрясающая набор состыкованных коллективных действий. Субкультура же - "бульон", коммуникативная протоплазма, броуновское движение людей, интуитивно переживающих свое ценностное родство и нащупывающих его посредством совместных ритуалов, ритмов, семиотизации поведения, одежды etc.

Подобный взгляд базируется на некритическом допущении жизненного цикла социальной инициативы per se: от размытой и разновекторной среды общения и эмоциональных резонансов - к стихийным воздействиям на Систему (стабильные институты - государственные органы, учреждения культуры, церковь, армия и др.) - и, далее, к легитимизации изначальных ожиданий-требований в статусе норм писаного права, к институциализации влияния (через политическое представительство, присутствие в консультативных советах) и проч.

Стройная в теории, эта схема фактически нигде не встречается на практике. Равно как и ее оборотные версии, маниакально выискивающие за каждым grassroots movement торчащие уши структуры "более сложного и высокого порядка" (профсоюзы - отростки левых партий, НПО - агенты влияния международных фондов и их тайных владельцев, молодежные субкультуры - "големы" корпоративных маркетинговых отделов и рекламных агентств). Однако при всей нефункциональности схемы для достоверного описания, понимания и каких-либо практических нужд, она, похоже, неистребима и не имеет конкурентов по популярности. Причиной тому - удобство для "эгоистического" подхода.

Достаточно заглянуть в кулуары политических партий, чтобы услышать как на полном серьёзе ведутся разговоры об НПО или активистских субкультурах как " приводных ремнях" к себе, любимым (инструментах для рекрутинга и ненавязчивой идеологической индоктринации, технологиях агрегации и сегментирования электоральных предпочтений). Столь же распространено озирание неправительственных организаций в поисках вероятных союзников: экологи "покровительствуют" тусовкам в духе индийских пау-вау, концертам акустического рока, движениям исторической реконструкции, полагая, что они органически связаны с ценностями энвайронтализма и косвенно продвигают природосообразную, "натуральную жизнь"; антирасисты-правозащитники косятся в сторону антифа, невольно предполагая, что из этой среды вылупятся активисты, которым надоест "заниматься мальчишеством", которые изнутри личного опыта выйдут к принципу активного ненасилия и необходимости системных просветительских, исследовательских, судебных, лоббистских действий; LGBT-ассоциации десятилетиями силятся расшевелить лесбигей-тусовку и склонить ее к участию в  акциях по защите и продвижению прав сексуальных меньшинств (карнавальный гей-прайд не случайно в центре дискуссий, поскольку он, как формат, сочетает в себе "активистское" и "тусовочное")...

Неформальные лидеры субкультурных сообществ (в качестве которых часто выступают поэты, музыканты, художники... словом, люди свободных профессий, занятые обращением своей "социальной невесомости" и маргинальности в знак преимущества, обрученности с будущим и т.д.) платят Системе той же монетой: с удовольствием юзая организационные и финансовые ресурсы коммерческих контор, государственных учреждений культуры, партийных и некоммерческих фондов, церквей и иных более усточийвых и "солидных" социальных институтов, они крайне нервозно относятся к попыткам нагрузить себя какими-либо ответными обязательствами и прекрасно осознают условия сохранности и приращения собственного символического капитала ("занятие позиции" чревато сужением "целевой аудитории" для сбыта имиджа и нетленок).

Приведенные наблюдения, разумеется, не говорят о бессмысленности медиации между НПО, движениями и субкультурами, между " новыми медиа", гражданскими инициативами, артистической и академической средой, между профсоюзами, потребительскими и предпринимательскими сообществами и т.д. Так или иначе слабые, мерцающие пересечения между этими "разнопрофильными" социальными состояниями есть. Вопрос в другом: есть ли смысл совершать какие-либо специальные усилия, чтобы наводить мосты между ними?

Для music_action  эта тема, мягко говоря, не праздная: сообщество отчасти является алхимической лабораторией, в которой тестируются на совместимость культурные и активистские практики.  Если это, казенно выражаясь, "вклад в строительство гражданского общества" и разумный гуманитарный проект, то два года существования - достаточный срок для того, чтобы спросить себя о результатах и понять - чем мы являемся: а) по амбициям; б) по факту. Если это только хобби и забава... Тогда сообщество не стоит вложенного труда и никогда не станет "делом вскладчину"
+ + +

Раста - пример создания микронаций, социальных мифологий и активистских субкультур. Это и образ жизни, и музыкальный стиль, и  "пантеон героев" (в котором тот же Хайле Силасие I имеет мало что общего со своим историческим прототипом), и система довольно детализированных синтетических верований (с космогонией, сотериологией...), и неформализуемая общность, палаточно развернутая поперек языковых, национальных, государственных и прочих границ... Идеология rastafari movement, как и движение хиппи 60-ых, самым причудливым образом сочетает революционно-модернистские и предельно архаические, консервативные элементы. Она считывается как в контексте прогрессивных экуменистических течений, так и в оптике примитивных карго-культов, как в перспективе преодоления расовых различий, сегрегации и дискриминации, так и в духе радикального афроцентризма, негритюда, программы "черных пантер" etc.

С точки зрения социальной антропологии было бы безумно интересно проанализировать "организационный субстрат" растафарианства: с ролью распылителей ритуалов, символов и идей прекрасно справляются команды, играющие регги; противоречивость течений и отсутствие "спиритуалистического ядра" никого не смущает (всяк волен по-своему коннектиться с Джа и в меру таланта выражать его волю); идентичность растаманов целиком виртуальна и подтверждается дресс-кодом (дредлоки и вязаные береты цветов эфиопского триколора встретишь на улице мегаполиса в любой точке мира), прослушиванием "литургических песен" Боба Марли, участием в концертах, раскуриванием ганжи (не так давно один итальянский студент избежал тюрьмы, доказав в суде, кто выращивание и потребление каннабиса для него - не "наркомания", а религиозный ритуал). Ценностно учение раста релевантно пацифизму, экологизму, движениям в защиту прав человека и социальной справедливости. В европейских странах это родство визуализировано в альтернативных социальных центрах (сквоттерское пространство часто сочетает сцену и "офис" для разного рода социальных проектов), в России эта визуализация проблематична, поскольку... постольку.

Как и многое другое, растафарианство, при переносе в Восточную Европу начисто теряет свои "прикладные значения" и "активистское измерение". Остается квази-религиозность, музыкальный стиль, прикид, картинки про легалайз и драйв от тусовки. Для "Confrontation" Дэмиана Марли нет ни стен, ни эха. Для аудиоцитат из выступлений Хайле Силасие I и Маркуса Гарви, впрочем, тоже. Все чаще звучит другое, премерзкое...

Damian Marley - Confrontation


Mr. President, Distinguished delegates...

[H.I.M. Haile Selassie I dialect]

[Bunny Wailer dialogue]
Since the beginning of modern civilization
Generations have witnessed and inherited the only conflicts of world wars
But behold the marriage supper of the lamb and the bridegroom onto his bride
Then shall the earth's children know the true expression of ONE LOVE
Then mother earth shall honeymoon in peace.
Forever eliminating the aspirations, lust and anguish of wars and rumors of wars...SELAH!

[Verse 1]
See it deh know the innocent going up in vapors
And propoganda spreading inna the sunday papers not even superman coulda save you with him cape cause
Red-a Judgement a blaze, blaze ya
And Babylon a gamble the youth dem life like racehorse
And gi dem a uniform and a shave dem head with razors
And now the clock a strike war, don't be amazed cause
inna dem churches tryin to save...saviours

[Marcus Garvey dialogue 1]
Can we do it? We can do it, we shall do it!

[Verse 2]
Boom!
Tell dem fe uh draw mi out when the world government inna falling out
Only few men survive crawling out
Run left him collegues dem sprawling out
NEARLY DEAD!
Medic haffi haul him out
And give him two tranquilizer fi stall him out
DEH PON BASE!
Can't get no calling out when him hear from the shout last week
Him mistress find a new shoes
Wife can't get no news and lately she starting to doubt
SHE STILL SEARCHING!
And the youth dem bawling out
Working hard not to let it all come out
Well it's not safe to go walk about
A slaughterhouse from Bagdad to Waterhouse
She start to arouse sometime she want a spouse
She start go out, start beat a darker stout
GUNS COME OUT!
Working people funds run out
Keep a show last week and no one come out
BOMBS COME OUT!
Mi gas tank just run out
BOMBO CLATT!
The scotch tape just run out
WEED RUN OUT!
Yuh senses must dumb out, Mi have a pound round a back deh a gwan sun out
NAH COME OUT!
Till the chalice bun out,
NAH COME OUT!
Till the malice bun out, A WAR!

Zimbabwe to Berlin Wall
Blazin' like a burnin' ball, loose ball...dat no work...IN WAR
Sleeping...dat no work..IN WAR
Can't wear jheri curl...IN WAR
No diamond and pearl...IN WAR
Can't drink weh a serve...IN BAR
Gas wi fuck up yuh nerves...IN WAR
Shot wi blood up yuh shirt...IN WAR
Can't go lift up no skirt...IN WAR
Now disease and germs...IN WAR
Can't go release your sperms...IN WAR
Stamina must preserve...IN WAR
Fire constantly burn...IN WAR
RED...IT RED...IT RED...IT RED...IT RED!

[Marcus Garvey dialogue 2]
If you cannot do it, if you are not prepared to do it...then you will die.
You race of cowards, you race of imbosiles, you race of good for nothings
If you cannot do what other men have done
What other nations have done, what other races have done
Then you yourself shall die.

[Repeat Verse 1]

[Verse 3]
SEE IT DEH NOW...Hey!
Now wi fore parents sacrifice enough
Dem blood sweat and tears run like syrup
Any day a revolution might erupt, and the skys over Kingston lighting up
For the new generation rising up, of youths now a days weh dem sighting up
And through reasoning dem biding up,
Searching for the sign and the sign is us,
Searching for the truth all you find is us,
Searching for the troops still behind is us,
The almighty we recruit and we come from the root
We build like roach building boot
Weh just can't done, Rastafari we design tuff
If a the fight for freedom sign me up
Cause you Tell-Lie-Vision can't blind me up
Soldiers and police dem wising up, realizing they're no more right than us
Realizing there's no use fighting us
Realizing their opening their eyes to see the same demoralizing life as us
So we nah tek talk nor smiling up
Cause the word temper tantrum boiling up,and who...
Calling the shots and nah bust none
Controlling the mind of the young, bring down...

Bear famine, no rain nah fall from London to Dadeland mall
All the son of the virgin bawl, institute of the church IN WAR
Preaching and researching WAR
Practice and rehearsing WAR
Teaching and dem learning WAR
Instigating and urging WAR
Always keep alert in WAR
Cause man will jump out a swerving car
Now bees and birds IN WAR
And the freaks and nerds IN WAR
And the straight and curves IN WAR
Forward and reverse IN WAR
RED...IT RED...IT RED...IT RED...IT RED.

[Marcus Garvey dialogue 2]

ненасилие, пацифизм, неправительственные организации, eng, против расизма, открытое общество, историческая память, общественные движения, революция повседневности, гражданское общество, damian marley, активистская субкультура, гражданская политика

Previous post Next post
Up