То, что тема границ, эмиграции, дискриминации, расизма, человеческой солидарности и интереса к открытому интеркультурному горизонту стала "осевой" для творчества Tiken Jah Fakoly (
http://www.tikenjah.net) - это, наверное, не удивительно. Родился в мятежном 1968-ом, в Кот-д'Ивуар (где и создал свою первую группу, играющую регги). На интернациональной сцене впервые оказался в 1998-ом, в Париже.
Когда журналисты спрашивают о том, почему он занимается музыкой, звучит такой ответ: "я хочу разбудить совесть своих слушателей". Это, возможно, фамильное: Tiken Jah Fakoly родился в семье гриотов (griot), в которой мужчины из поколения в поколение были сказителями (по-английски их называют storytellers), то есть - теми, кто хранит память рода-общины, рассказывая мелодическим речитативом и в сопровождении традиционных музыкальных инструментов племенные мифы, легенды, исторические предания.
Музыка стала страстью Тикен Джа Факоли только после смерти отца. С одной стороны, он чувствовал себя ответственным за то, чтобы не прервалась устная традиция, которую он впитывал с детства, с другой - дар гриота он намеревался использовать для того, чтобы расширить коллективную память и самосознание до масштабов глобального мира.
Tiken Jah Fakoly feat Soprano "Ouvrez les frontieres" (Открыть границы)
Click to view
Судя по популярности на африканском континенте, Tiken Jah Fakoly это удается, несмотря на то, что в его песнях часто звучит острая социально-политическая критика жизненного уклада африканских народов и "рецептов", которые прописывают им влиятельные международные институции. Так в 1996-ом году, на волне риторики об универсальном значении демократии, музыкант выпустил альбом "Mangercratie", где подлинным критерием народоправия и гуманности называл "право на суп".
Последние годы музыкант, из-за непростой политической ситуации у себя на родине (его заочно приговорили к смерти), живет в Мали.
Tiken Jah Fakoly (feat Yanis Odua) - Y'en a marre
Click to view