Что такое хорошо и что такое плохо. Про лады.

Jun 16, 2013 01:36

Это американский Fender Jaguar. Редкое в наших краях существо.



Его сдали на замену ладов к одному волшебному мастеру. Я с ним не знаком, но за деятельностью его наблюдаю не первый год. Лады мастер делает дорого и плохо, то есть - существенно хуже среднего. Некоторые читатели моего ЖЖ имели честь убедиться в этом лично. Но этому "ягуару" особенно не повезло: после ремонта инструмент оказался изуродованным настолько, что когда владелец принес его ко мне в мастерскую, я ничего не мог ему предложить, кроме смены ладов. Заново. За деньги. Вот такая гнусная история.

Упомянутый мастер облажался практически везде, где только можно облажаться, меняя лады. Где именно?
  1. Прежде всего, размер ладов. Владельцу гитары были по душе мелкие, низкие, "винтажные" лады - их ширина обычно около двух миллиметров, в просторечии такие лады мы ласково называем "двушечкой". Нечто подобное и стояло на "Ягуаре" изначально. А мастер, не спросив, поставил тонкие лады Sintoms шириной 2,3 мм. Что тут такого, вроде бы близко в двушке? Но дело в том, что эта модель у Sintoms очень необычная: она действительно узкая, но ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ, высота ее сравнима с высотой самых крупных ладов (у которых ширина 2,8-3,0 мм, extra jumbo). За подробностями отсылаю к табличке на сайте производителя.
    UPDATE: в каментах справедливо замечают, что это мог быть и не синтомс. Но размер в любом случае не тот.
  2. С профилем грифа - совсем неприличный кошмар. Накладка прошлифована неравномерно, конец грифа очень сильно завален со стороны тонких струн. Итог - на грифе виден явный "винт", а радиус уменьшается к последним ладам ("обратный мультирадиус"; почему это плохо - написано, например, в посте о реставрации фендеровского грифа). Как можно было этого не заметить и преспокойно ставить в настолько кривой гриф лады - я не знаю.



  3. Вся накладка исцарапана ребром треугольного напильника. Это стандартная "детская" ошибка при закатке ладов, которую совершают либо неопытные, либо совсем слепые мастера. Либо те, кому не жаль уродовать инструменты, "сойдет и так", "все равно они ничего не понимают" и т.д.; выражаясь откровенно - кому похуй.



  4. Вдоль ладов хорошо заметны следы клея. Тоже, в общем, типичная ошибка. Циклей подковырять несложно, но - см. выше.



  5. Лады недопрессованы в дерево, т.е. под некоторыми из них невооруженным глазом заметны щели. Как ни странно, это не такая уж большая проблема - если ножка лада хорошо вклеена, а излишек высоты снят, то вопрос чисто эстетический. Но я такого стараюсь не допускать.



  6. Обработка торцов ладов - мрак и ужас. Во-первых, никто вообще не заморачивался восстановлением поврежденного лака на боковинах накладки; во-вторых, не зашпаклеваны даже отверстия под ножками ладов; в-третьих, с самих торцов просто грубо снята фаска надфилем, без всякой дополнительной обработки, и этого явно мало - цепляет пальцы.



  7. На накладке много трещинок и сколов, оставшихся после извлечения "родных" ладов и никак не заделанных, новые лады просто поставили сверху.



Что ж, дело за малым - исправить все это безобразие. Прежде всего, вынимаю старые лады и прохожусь по накладке циклей (циклю надо вести косо, чтобы не проваливалась в пазы - она очень хорошо снимает мусор и грязь с поверхности накладки, чтобы все это не забивало шкурку и не липло к лезвию рубанка при дальнейшей обработке).



Вот еще один подарок от волшебного мастера: накладка жутко прошлифована между ладами. Странно, что при таком усердии у него не хватило сил подшлифовать следы клея.



Начинаю выстругивать гриф. Когда я показывал эти фотографии владельцу инструмента, он, мне показалось, чуть в обморок не упал, и бросился пристально осматривать гриф своей гитары. Труха в рубанке выглядит так, как будто я всю накладку сострогал. Но на самом деле такая тонкая стружка сворачивается в колечки и получается очень пышной, и поэтому занимает на два порядка больший объем, чем занимало дерево.



Прошлифованный краешек накладки так и остается торчать, хотя дерева с накладки снято уже немало:



Не беда, строгаю и шлифую дальше, следя за устранением винта, за радиусами и за ровностью накладки в целом.
Вот, например, уже почти все готово, но пока виден маленький несимметричный скос со стороны тонких струн:



Обращаю внимание, что до выстругивания на конце грифа был существенно меньший радиус (там было меньше 7,25", а сейчас, после моей работы - чуть больше 9,5"). Причины такого изменения описаны в той же статье о реставрации фендеровского грифа (ссылку давал выше). Я специально обсуждал с заказчиком нюансы радиуса грифа перед началом работы. Варианта было два - сохранить постоянный "винтажный" радиус 7,25", или сделать мультирадиус, где-то от 7 до 10. Хозяин гитары выбрал второй вариант, поскольку первый ничем, кроме ламповости и винтажности, не выделяется.

Когда профиль накладки в целом выведен, а сама она зашлифована 150-й шкуркой, я беру свою японскую пилу и осторожно углубляю пазы под лады до нужной глубины (обычно делаю около двух мм, этого достаточно для всех типов ладов). Поскольку старые пазы имеют немалую начальную глубину и выступают направляющими, пилить очень легко, хотя за перпендикулярностью реза надо следить.



Уже после подпиливания пазов можно заниматься устранением мелких сколов и трещин.



Обрабатываю накладку 180-й шкуркой, затем - стальной ватой. Последнее, строго говоря, не нужно, потому что накладку еще будем шлифовать после установки ладов.



Лады - уже упомянутая "двушка". Разумеется, это лады с 18% никеля - западный стандарт. Обычные синтомс (не e.h.) имеют 12% никеля и УСТУПАЮТ большинству "фабричных" ладов в долговечности. Так что я не использую обычную серию.



Начинаю осторожно подбивать лады латунным молотком. Этот молоток - мой любимый инструмент для установки ладов. Обычная кияночка за 100 рублей из "леруа-мерлена". Я выкрутил один из пластиковых бойков (они на метрической резьбе), выточил на станке соответствующую латунную колотушку и ввинтил ее в освободившееся место. Латунь (по сравнению со сталью у обычного молотка) хороша тем, что почти не заминает нейзильберовые лады (если не очень сильно бить, конечно) и, по моим ощущениям, меньше пружинит и лучше сажает лады в паз. Кроме того, общая масса получившегося инструмента оказалась настолько большой, что для удара почти не нужен замах - я бью по ладу с расстояния 2-4 сантиметра. Пластиком (другой головкой киянки) я тоже пользуюсь, но если паз не очень свободный и ножка лада туда идет туго, то одним пластиком не обойдешься.



После установки всех ладов я промазываю накладку воском, это нужно, чтобы ее не испачкал клей.



Дальше - беру пару радиусных брусков, всякие зажимки и запрессовываю все лады сразу. Этим я устраняю все несоответствия между ладами и накладкой - после молотка они обычно есть, концы ладов пружинят кое-где.



Теперь нужно просто не торопясь прокапать торцы ножек самым текучим суперклеем. Три капельки в каждый паз с одной стороны, три капельки с другой. Через 5 минут повторить. Можно чуть-чуть активатором еще прыснуть. Через два-три подхода клей перестанет впитываться - это означает, что пазы полностью проклеены. Тогда обильно заливаю накладку активатором (в щели между ладами) и через пять минут снимаю струбцины.

Накладка выглядит страшно, но это просто следы от активатора.



Сразу же срезаю краешки ладов заподлицо. Кусачки без фаски. Одна рука прижимает жвалы кусачек к накладке, другая собственно откусывает.



Снимаю тупым лезвием капельки клея, выступившие из-под ладов. Из-за воска эти капли почти не держатся на накладке.



Грубо запиливаю торцы.



Прохожусь по ладам шлифовальным бруском, чтобы окончательно выровнять их по высоте. Перед этим можно взять лекальные линейки и напильник - и поохотиться на особо выпирающие лады. Это облегчит дальнейшую шлифовку. Другое дело, что сильных отклонений быть не должно.



Делаю "шарики"на торцах ладов. Поначалу - просто снимаю фаску обычным надфилем. Чтобы защитить накладку, левой рукой я прижимаю к ладу старое лезвие от скребка.



Встречаются специальные напильники для заваливания краешков ладов (у них обычно гладкая грань снизу) - они не работают, насколько мне известно. Сколько ни пробовал, либо остаются царапинки на накладке, либо край лада заваливается недостаточно предсказуемо. Но даже мой метод отнимает не более пяти минут на весь гриф. Вот результат:



Дальше - стандартная закатка ладов (об этом еще будет пост, и, вероятно, не один). То есть: сначала снять плоскости на верхушках ладов, округлить их напильником, затем поработать вдоль грифа шкуркой на губке и стальной ватой;



затем - окончательно привести в порядок торцы;



потом - закрыть накладку и обработать лады уже продольно, до зеркального блеска.



Снять скотч, отмыть накладку, покрыть воском и располировать его.



Все готово:





Тут, конечно, не видно, что все проблемы с профилем накладки исчезли. Но хозяин гитары это в полной мере оценил.

Надеюсь, этим постом я ответил на вопрос, почему мы берем за замену ладов определенные деньги и не стесняемся этого.

ЛКП, большой красивый пост, древесина, обзор, инструментарий, ремонт, накладка, лады, накосячили

Previous post Next post
Up