Как исправить болтающийся бридж на гитарах Mustang, Jaguar, Jazzmaster и Jag-Stang

Feb 02, 2015 20:52

Чем руководствовался Лео Фендер, когда конструировал бридж для моделей, перечисленных в заголовке поста (в дальнейшем "оффсетов") - для меня загадка. Невыносимо идиотское устройство.



картинка чужая

На разных моделях могут отличаться нюансы, но суть везде одна и та же: бридж оффсета похож на "тюноматик", однако его опоры не имеют резьбы, а просто вставлены во втулки-стаканы. Для регулировки высоты применяются установочные винты, сидящие на резьбе внутри опоры и упирающиеся в дно втулки. Это вполне нормальная система. Но по каким-то неведомым соображениям диаметры втулки и опоры подобраны так, что бридж в этих втулках жутко болтается. Одним неаккуратным движением можно неожиданно сбить мензуру миллиметра на два, с полной потерей строя. Не удивительно, что музыканты 60-х совершенно не оценили эти инструменты. В центре внимания они оказались только после бума гранжа, тридцать лет спустя.

В интернете часто встречается мнение, что бридж был специально сделан болтающимся, чтобы двигаться вместе со струнами при работе тремоло. Не исключаю. Только вот на практике эта концепция не работает и никогда не будет. Хотя бы потому что струны не приклеены к бриджу, а просто лежат на нем, да еще и обладают разным коэффициентом трения (например, голые струны легче скользят, чем обмотанные). Поэтому полагаться на то, что все шесть струн будут вести себя одинаково, я не готов. Куда разумнее было бы жестко зафиксировать бридж и обеспечить минимальное трение на седлах: именно так работает система из роликового тюноматика и бигсби. Или классический Kahler.

Я никогда в жизни не видел оффсета с родным бриджем, у которого все было бы хорошо. Может быть, какие-то особенные джедаи располагают методами, с помощью которых можно заставить машинку работать как положено. Но я - не встречал. И нареканий на бриджи от музыкантов очень много. Строй теряется, струны ситарят, мензура уплывает. В общем-то, с этими гитарами тьма проблем, даже помимо несоответствия диаметров втулок.

========================================

Самое лучшее, что можно сделать с родным бриджем оффсета - заменить его на хипстерский бридж Mastery.



Он прекрасно сконструирован, садится в штатные фендеровские втулки с минимальным зазором (есть версии на американца и на японца, у них разные втулки) и очень украшает гитару. Но стоит он чудовищных денег, да и продается - на момент написания поста - только за бугром.

========================================

А нам-то надо здесь и сейчас. И подешевле.

Поэтому не прекращаются попытки как-нибудь устранить шатание бриджа на оффсете. Чаще всего надевают термоусадочную трубку, я тоже раньше надевал - да, мне стыдно. Регулярно встречается намотанная вокруг опор бриджа изолента или фольга. Конечно, это все не то. Шатко, ненадежно. Не хочется туда пихать ничего, кроме металла. Но почему-то металлических трубочек с нужными внешними и внутренними диаметрами никто не продает. Хотя предприимчивый токарь легко заработал бы некоторое количество денег, продавая такие трубочки в тематических сообществах. Ау, токарь!

========================================

Внутренний диаметр втулок японского оффсета - 8 мм.
Диаметр опор - 6 мм.
Стало быть, нужно нарастить миллиметр по радиусу. Разумеется, сразу хочется найти где-нибудь втулку с соответствующими диаметрами. Или человека, который такую втулку выточит.

У меня пока нет токарного станка. Зато есть куча латунных трубок разных диаметров из леруа-мерлена. Или из ОБИ, или из крепмаркета. Короче говоря, их легко купить в крупном строительном магазине. Стоят недорого. Я покупаю просто на всякий случай, авось пригодятся.

Случай настал, когда в мастерской возник очередной джаг-станг. Я печально шевелил его бридж туда-сюда и тут до меня дошло, что нужная мне втулка не обязательно должна быть какого-то определенного диаметра.

Среди моих трубочек нашлась одна с внешним диаметром 6, а внутренним около 5,1-5,2. То есть толщина ее стенки составляет чуть меньше 0,5 мм.



Бор-машинкой отпилил от нее пару кусочков, предварительно сделав продольный разрез:


Дальше их надо слегка разогнуть, расширить, чтоб налезли на опоры бриджа. Для этого я пользовался сверлами на 5,5 и 6 мм: просто набивал втулки на хвостовик. Латунь и сосна много мягче любой стали, так что за сверло в данной ситуации можно не волноваться.





Прежде чем надевать втулки, пришлось снять маленькие наплывы хрома с концов опор:



Первая пара надета. Диаметр опор увеличился до 6,9 мм. Приятно, что втулки слегка подпружинены вокруг центра и плотно обхватывают опоры.



Вторая пара расширяется до 7 мм и надевается точно так же. Втулки закрывают больше 2/3 окружности, так что сидят очень надежно.



Поставил бридж обратно. Теперь он шатается не больше, чем стандартный тюноматик.



Бридж нормально регулируется по высоте. Втулки можно заметить снаружи, но это не страшно. В собранном виде:



Процедура занимает минут 15. А радости на всю жизнь.

Думаю, что заколхозить что-то подобное на американском оффсете тоже легко, но пока проверить не довелось.

апгрейд, бридж, металлообработка

Previous post Next post
Up