Изготовление бриджа из черного дерева для джазовой гитары

Mar 07, 2015 12:07

Принесли нам тут старинный архтоп Silvertone - на замену ладов, ну и еще разные мелочи. Лады поменяли. Хотел было струны ставить, но наткнулся на чудовищно кривой бридж.



Потрепанный, из красного дерева, без всякой компенсации мензуры, сидит на шпильках с регулировочными гайками. Шпильки приходят в алюминиевое основание. На подошву последнего толстым слоем наклеен какой-то зеленый войлок. По краям подошвы на зеленый войлок наклеены кусочки резины. Ими бридж и опирался на деку.

Первое, что я сделал - оторвал резинки и большую часть войлока, а затем проверил, хватит ли без них длины шпилек для установки приемлемой высоты струн. Шпильки оказались достаточно длинные. Значит, основание можно оставить как есть (кроме подошвы), а вот бридж придется соорудить новый: из прочного материала и с нормально выставленной мензурой. Я бы с удовольствием поставил туда покупной бридж (хоть тюноматик), но инструмент древний, и расстояние между шпильками у него нестандартное.

Делать буду из т.н. "макассара" - это такое специфическое черное дерево. Характерно оно рыжеватыми прожилками, большим количеством пор и малой склонностью к растрескиванию. Жесткость и плотность при этом даже выше, чем у индийского и африканского черного дерева. Аж в воде тонет.



Отрезал квадратик нужной длины. Обошлось даже без рыжих полос.



Просверлил отверстия под шпильки. Очень плотная посадка не требуется. В данном случае под шпильки примерно 4,3 мм я сверлю большую часть отверстия сверлом на 5 и лишь нижние 3-4 мм делаю на 4,5. Нагрузка на бридж идет в основном вниз, так что для центровки этих трех миллиметров хватит. А широкие отверстия в верхней части бриджа гарантируют, что он не расколется из-за изгиба основания.



Старый бридж совершенно не соответствует накладке по радиусу.



Новый бридж я сделаю точно под нее. Для начала отпиливаю лишнюю высоту:



Потом на гриндере задаю радиус по карандашной линии.

У родного бриджа есть небольшая выемка снизу. Исключительно для красоты. По идее, это немного снижает прочность, но запас по ней у макассара такой, что я решил сделать выемку и на новом бридже. Вот мой микрофрезерный стол:



Постоянно что-нибудь так подрезаю, жутко удобно. Руки, понятно, надо беречь: фреза дергает заготовку в сторону вращения, это необходимо учитывать.

Фрезерую с каждой стороны:



Остается лишь небольшая ступенька посередине. Ее очень легко снять ножом или стамеской.



Размечаю порожек под струны (разумеется, с компенсацией толщины).



Гриндером снимаю часть материала - ширина шлифовальной ленты (25 мм) почти совпадает с шириной каждой из ступенек:



Дальше на нем работать неудобно: на свободном участке лента прогибается и не дает плоскости, а упор слишком широкий, чтобы им лезть в углубления. Задумался о еще более тонкой ленте :-) Вообще, гриндер - это тема, конечно. В миллион раз лучше точила.

Дальше работаю напильником (на фото, правда, razor file - специальный напильник по дереву с очень острой и крупной насечкой, но то же самое можно было делать и простым слесарным).



На гриндере закругляю края бриджа.



Перед финишной шлифовкой охочусь на выступающие части скосов:



Эти скосы можно шлифовать руками, но я лентяй и пользуюсь осциллирующей шлифмашинкой.



Переходы по краям бриджа заваливаются бормашинкой.



Очень полезны вот такие резиновые абразивные круги:



Они слегка гнутся под нажимом, заползают в самые узкие углы и снимают материал с бешеной скоростью.



Промежуточный результат:



И сзади:



Дальше все совсем просто. Сперва вышкуриваю бридж 180-й наждачкой.



Затем шлифую мягкими губками, начиная от fine и заканчивая 4000-м абралоном.



Натираю деревяшку воском, даю ему подсохнуть и располировываю.





Остались мелочи - ободрать зелень с подошвы:



Притереть ее:



И собрать гитару:



Пришлось еще, конечно, слегка углубить пазы под струны. А по мензуре попал почти идеально.

апгрейд, древесина, бридж, шлифовка, инструментарий

Previous post Next post
Up