Знаете, у каждого возраста есть свои, одному этому возрасту присущие, особенности. И это не столько вес, рост, сколько развитие мозга, развитие умений и навыков. Давайте рассмотрим их.
От рождения до года (0-1 год)
Ребенок, когда он рождается, начинает насыщать свой мозг различными восприятиями: слуховыми, зрительными и особенно тактильно-кинестетическими. Это очень важно! Тактильные ощущения-это ощущения, идущие от прикосновений, а кинестетические-это ощущения, идущие от внутренних рецепторов, которые находятся внутри тела (в мышцах в том числе). Вы качаете его на руках, а у ребенка из вестибулярного аппарата, который расположен в ухе, идут сообщения в мозг о положении его тела в пространстве. Вы делаете массажик, а у ребенка сливаются в мозгу ощущения от поглаживаний-постукиваний с ощущениями, которые все это вызывает в мышцах, в теле (тепло, расслабление или напряжение, прилив крови). Вы разговариваете с ребенком и насыщается его слуховые ощущения. Выходит, самое главное сейчас-это ощущения, многочисленные, разные. Из них ребенок строит базу для своего развития.
От года до двух лет (1-2 года)
От года до двух идет освоение движений. И обучение строится на этом. Ребенок учится владеть своим телом, совершать мелкие и точные движения, учится ходить и падать (тоже важное умение). И все игры на развитие речи, мышления, все наши занятия рисованием и лепкой-так или иначе задействуют этот центральный момент. Получается, что не получится обучать такого ребенка только на слух или показывая ему что-то, ему все надо дать в руки и предоставить возможность этим подействовать.
От двух до трех лет (2-3 года)
От двух до трех идет сензитивный (благоприятный) период развития речи. Причем не звуков (хоть и их появляется много), а понимания речи, словарного запаса (активного и пассивного), построения своих предложений. Тогда получается, что играть с ребенком обязательно надо с проговариванием. И даже все ваши бытовые действия лучше так же проговаривать: мама сейчас Ванюшке нальет супчику в тарелку! На, Ваня, суп! Бери ложку, бери хлеб, кушай! Вкусный суп! Вроде бы мелочь, но это образец связного рассказа по теме "Обед". И ничего хорошего не выйдет, если ребенок будет знать цифры, буквы, фигуры, но не будет развита речь. Каждый этап нужен, как база для следующего. А еще в это время идут закладки эффективной коммуникации со сверстниками.
От трех до четырех лет (3-4 года)
От трех до четырех лет идет зарождение логического мышления. Ребенок начинает строить выводы из наблюдений. И на первую роль сейчас выступают наблюдения, знания об окружающем мире. Приятно смотреть на играющих на детской площадке детей, но очень густно, что мало кто из них вместе с мамой что-то рассматривает (ой, посмотри, вчера здесь был снег, а сегодня-травка. Куда делся снег? Почему его нет?). Очень мало детей в краеведческом музее, на вокзале, в пожарной части. А почему бы не показать ребенку поезда? Заглянуть под них и узнать, что у поезда есть колесные пары? Посчитать все колеса? Узнать, что на вокзале можно купить билет? Ведь для этого стоит просто поехать на вокзал на прогулку, а не пойти на знакомую детскую площадку.
От четырех до пяти лет (4-5 лет)
От четырех до пяти идет систематизация всех полученных знаний о мире и в конце этого периода апофеоз: речь сливается с мышлением. Отныне речь вне мышления и мышление вне речи невозможны. А мышление-это не единый процесс, это тесная связка памяти, воображения, внимания, процессов восприятия. Соответственно теперь все, что ребенок говорит-он может помыслить, и все, что он мыслит, он может сказать. Причем очень сильно проявляется появление абстрактного мышления (мышления о том, что нельзы потрогать): например, что такое посуда? Вот чайник потрогать можно, вот тарелка, ее тоже можно потрогать, а посуду можно только помыслить. И воображалки "как будто я лев" тоже относятся к абстракциям, которые ребенок делает из мыслей реальными.
От пяти до шести лет (5-6 лет)
От пяти до шести лет идет развития фонематического слуха. Подготовка его шла в предыдущем возрасте, а сейчас ребенок слышит слоги, ритм речи (обычной речи, не стихотворной), различает твердость и мягкость звука. Заметьте, это не имеет отношение к чтению: читать он может научиться и раньше, и сейчас, и позже. Это слуховое восприятие речи: тонкое дифференцирование. Это закладка речевого чутья и интуитивной грамотности (при которой правила знать не обязательно, грамотно пишется и говорится как-то само). Также в это время идет бурный всплеск ручного творчества. Иначе говоря, пятилетки рисуют все! И клеят, и лепят и всякие другие идеи поделок воспринимают на ура.
От шести до семи лет (6-7 лет)
От шести до семи идет возникновение волевой регуляции поведения. Это только сказать эту фразу легко, а вот составляющих у нее много. Представьте, ваш ребенок в это время учится управлять своими действиями, реакциями, мыслями, желаниями. Он учится планировать дела и откладывать что-то, даже очень желанное, на потом. Он учится делать то, что нужно сейчас. Это период, когда ему очень помогут разумные ритуалы: сначала убираем игрушки, потом читаем книгу, в настольные игры играем на столе, свой стол ты содержишь в порядке, а я тебе помогаю... Даже ритуал утреннего вставания можно сделать легким и приятным, стоит только включить в него теплый душ. Времени займет пять минут, пользы много, а привычка вставать вовремя к школе будет.
***
Я, конечно, написала коротко, очень-очень коротко, в статье нет возможности дать развернутые рекомендации, как я сделала это в бонусном мартовском курсе, где лекция по каждому возрасту занимает больше часа. Но даже это уже стимул к развитию, согласитесь?
И теперь задумаемся: зная эти периоды, мы можем готовить в предыдущем периоде появление следующего. В нашей Школе раннего развития на дому "Чудо-Чадо" Программа построена как раз с учетом возрастных особенностей развития ребенка. Никитины это называли обеспечение ЗБР-зоны ближайшего развития. Можно просто создавать благоприятные условия для развития и тогда не будет тревог и напряжения.
Просто знать и растить своего ребенка. И быть счастливыми родителями!
Светлана Кононова