На прошлой недели мы получили печальную новость - наши дома будут сносить уже в 2010 году, а нас переселят скорее всего в другой район. Посему мне в голову пришла идея написать серию сообщений о моем любимом Тимирязевском районе. Тексты будут создаваться из подручных средств, без использования каких бы то ни было архивных материалов, поэтому не судите слишком строго. Зато если у кого-то появится дополнительная, уточняющая, а, может, и опровергающая информация - милости просим, пишите!
Начать мне представляется целесообразным с географии. Площадь Тимирязевского района - 15 кв. км - пожалуй, не уступает многим провинциальным городкам в России. Население более 60 тыс. человек, это при том, что под жилье занято всего 9 % от всей площади района. Я всегда считала Тимирязевский район одним из самых зеленых в столице, но официальная статистика опровергла мое мнение - всего 15 % зеленых насаждений от общей площади. Протяженность района с севера на юг ограничивается Большой Академической улицей и веткой Рижской железной дороги, с востока на запад - Дмитровским шоссе и границами Тимирязевского парка. На территории Тимирязевского района 27 улиц.
А в 1823 году даже намека на многие улицы не существовало. Совершенно четко видна дорога на Дмитров, позднее ставшая Дмитровским шоссе. От Петровско-Разумовской усадьбы тянется будущее Новое шоссе (Тимирязевская улица). Вполне узнаваем изгиб Старого шоссе (ныне ул. Вучетича). На месте опытной Дачи, расположенной сегодня по адресу ул. Вучетича, 44 располагался Кирпичный завод.
Карта начала XX в. имеет гораздо более знакомые очертания. Хотя многие объекты не сохранились до наших дней. Например, на карте можно разглядеть ту самую Соломенную Сторожку, располагавшуюся в районе ул. Вс. Вишневского. На месте современного магазина «Дикси» по ул. Вучетича стояло двухэтажное здание Елизаветинского приюта. Возле главного здания Тимирязевки еще виднеется крест, обозначающий церковь Петра и Павла. Сегодня там трамвайная остановка и рядышком монумент В. Вильямса (обвела вышеперечисленное голубыми кружками).
Карты советского периода, призванные дизориентировать противника, отличаются схематичностью и искаженными пропорциями.
1957 год. Ни одного названия улицы, зато уже есть платформа Гражданская.
1975 год. Старое шоссе упирается в Красностуденческий проезд.
И, наконец, 1987 год. Заметьте, с транспортной схемой. Ходят автобусы 112, 294, 83, маршрут трамвая 27 не укорочен. Движение по Лиственничной аллее не перекрыто. Ул. Вучетича имеет еще свой старый изгиб.
1989 год. Какие подробности мы видим! Даже аллейки в Тимирязевском парке обозначены. Район принял свой современный облик. Некоторые изменения мы наблюдаем с речкой Жабенкой. Если на дореволюционных картах она впадает в Большой Садовый пруд в районе Большой Академической ул., то теперь Жабенка из него вытекает, проходит сквозь дебри парка, пересекает Тимирязевскую улицу и снова исчезает под землей недалеко от Фермерских прудов.