Через Тундру к океану (2017, Александров Николай)
Николай Александров: "Родил очередной фильм о путешествии "Через тундру к океану. Жду критики о оценки"
https://vk.com/my_timeline?w=wall-42072148_176%2Fall Click to view
Это не первый и не второй фильм о путешествии и природе, моего хорошего друга, Николая Александрова. И в принципе приступая к просмотру, я не ожидаю особой новизны сюжета, драматических поворотов, или чего-то особенного. Скорее я воспринимаю фильмы как некий добротный документальный сериал, который приятно посмотреть вечером без спешки, всматриваясь в пейзажи тундры, уральских гор, наблюдая не слишком спешные речные потоки. Для чего смотреть? Насытиться спокойной душевностью повествования, почувствовать себя в таком трудном, но спокойном путешествии. Мне то, не удается попасть в такое путешествие, так как мы в клубе "Новый Бродяга" обычно выбираем сложные и страшные реки высоких категорий, с опасными порогами, и экспедиция становится больше преодолением на максимуме сил физических и эмоциональных.
Я уже неоднократно писал Коле, что я думаю стоило бы улучшить и усугубить в его съемках и фильме. Но, уже не помню что именно писал и смотреть перед фильмом свои комментарии не буду. С одной стороны для того, что бы старые комментарии не повлияли на мое нынешнее мнение, а с другой стороны для того, чтобы после написания новых комментариев сравнить их со старыми. Изменилось ли мое восприятие, и изменилось ли что-то в фильмах Николая, вот на какой вопрос я бы хотел ответить себе и Николаю по его просьбе.
Мысли навскидку:
- начальный "Nikola Video Production представляет", простой, но аккуратный и довольно гармоничный, без аляповатых попыток скреативить яркое. Шрифт простой не выделяющийся, не слишком огромный, а такой разреженный Но, уже в этом титре мне видится и некоторая самоирония. Вы заметили "Никола" и при этом video production?
Хочется отметить, что начальный титр несет две функции как минимум. Первое, оно позволяет зрителю после запуска фильма, перейти в полноэкранный режим на компьютере, а если на большом ТВ, то как раз к концу титра с экрана исчезнут технические надписи воспроизводимые телевизором. Вторая функция титра - это подпись, информация о том, кто сделал. Вообще-то есть и третья функция, о которой говорят исследователи синематографа. Начальный титр может быть и не слишком заметен, но уже создает настроение и начинает формировать отношение к фильму.
- Далее возникает кадр снятый очень дрожащей камерой. С субтитром участника. И еще один кадр с участником, и еще.
Вообще в любительском синематографе представление участников в начале фильма обычно нудное. не интересное, и его хочется промотать. А тут эти кадры опять же работают на формирование настроения. Знакомят зрителя с главными героями повествования и задают стиль повествования. И кадры поддерживаются прекрасной музыкой. При этом знакомство с героями происходит быстро. Очень хорошо, что их не восемь или пятнадцать, в таком бы случае кадры "знакомства" в начале не работали бы указанным образом, а вызывали бы желание промотать к началу действия.
- Примерно в 01:22 появляется титра с названием фильма "через тундру к океану". Знакомство закончилось, оно было ненавязчиво и можно сказать, являлось чем-то похожим на тизер, эдакую замануху к фильму, в которой уже показаны некоторые красоты, и содержание, и неспешный стиль повествования. Очень хороши кадры лодки в каньоне, человека на горе, то что называется дальние планы с героями - такое разнообразие кадров редко встречается. А уж при модном стиле видеоблогов, где одни только себячки (селфи) и широкоугольные панорамы природы, можно сказать, что это некоторое достижение для фильма о путешествии.
- Оформление титра резко выбивается из предыдущих, что-то как-то сильная окантовочка букв черная слишком навязчива и мрачна.
- Звук! За окном поезда мелькают пустынные пейзажи тундры, легкий стук колес, какие-то обрывки речи и тут врывается закадровый голос. Слишком громко врывается относительно, той музыки, которая была в начале фильма, слишком внезапно. И очень слышны погрешности в записи звука. Звук нужно выравнивать во всем фильме. В принципе и максимальное звучание музыки, и шепот, и крик, и просто разговор в фильме должны быть одинакового уровня.
Здесь сначала заставили зрителя прислушаться к отрывкам речи в купе, а потом заорали ему на ухо. Думаю, что стоило бы не обрывки речи тут вставлять, а более громкий стук колес поезда, а потом его приглушить, увести на второй план, и уже пускать дикторский голос. Краешки у записи дикторского голоса стоит обязательно править, там часто возникают причмокивания и т.п.
- В этих кадрах голос кажется записанным отдельными предложениями, и эти предложения разнесены во времени, и это ухудшает восприятие. Обычно в фильмах голосовые вставки идут блоками, которые перемежаются естественными звуками, шумами и музыкой.
- Возникает ощущение, что интершумы слишком приглушены. С моей точки зрения более гармонично выглядело бы, если громкость интершума была выше, похоже на уровень дикторского голоса, но при возникновении дикторского голоса уводились бы на второй план. Николай просто приглушил звуки шумов до уровня второго плана, и не выводит их поближе.
- Примерно до 03:42 идет заброска. И кадры озвученные редкими дикторскими выкриками нельзя назвать увлекательными. к чему эти кадры? Для того чтобы фильм стал больше воспринимаем как дневник путешествия, для придачи ему линейности. Ну и еще для того чтобы ответить на извечный вопрос многих писателей и режиссеров монтажа: "А с чего бы начать повествование?"
Очень хорошо, что заброска заняла в повествовании всего около полутора минут. Плохо, что так много. Если дикторскую речь скомпоновать в два более плотных блока, то и можно было бы меньше кадров использовать. Тем более, что ничего интересного в этих кадрах нет.
- Кадр начавшийся чуть раньше 4:13, как раз к 4:13 достаточно стабилизировался и вот тут видно красоту. Ну невозможно смотреть на панорамируемые кадры с такой высокой степенью дрожания. Такое дрожание допустимо когда возникает какой-то экшн, когда действие есть. А красоту надо бы рассматривать более гладко. Лучше если это будет не движущаяся панорамирующая камера, а направленная в одном направлении, тогда некоторое дрожание не будет так сильно мешать.
следует отметить, что кадры с дрожанием камеры, можно попытаться обработать стабилизирующими программами на компьютере. Например, Mercali Pro DaD.
- Кстати голос по ощущениям вошел в нормальный режим, может это Николай уже "вышел на проектную мощность", разговорился, и поэтому так ощущается.
- Сцена с оленями. Это кто снимал? Николай снимает вообще-то лучше. Он знает и об разнообразии кадров, и о том что наиболее выигрышный кадр животных снимать стоит с их уровня глаз, и если в кадре человека, то стоит не отрезать ему ноги ниже колена, а лучше показать или выше колена, или в полный рост. И вообще сцена с олешками очень короткая, слишком короткая по моим ощущениям. Это что стиль такой стал? Кажется, что интересная сцена с оленями такая же по длительности как и неинтересная часть с заброской и съемкой из машины.
- Слова произносимые на фоне оленей, просто и банальны. Но при этом они имеют еще один смысл: "Что нужно хорошему человеку для счастья? Хорошая палатка, надежный друг и движение вперед по водной глади". Для меня, этот кусочек как бы перекликается с прекрасным документальным фильмом "Счастливые люди" Дмитрия Васюкова, его и по ТВ крутили, и в сетях его можно найти легко. Если не видели, друзья, то я очень рекомендую посмотреть.
- примерно 05: 40 Сцена "Птенчика сними пожалуйста - птенчик". Короткая, но хорошая. Всего три кадра: девушка с просьбой, настойчивой, птенчик, и птенчик крупнее. С включением в эту сцену девушки с требованием, птенчик стал более выделенным, и сцена сложилась. Считаю это некоторой такой маленькой, но интересной находкой режиссера.
- 06:48 А красиво сказано "Колесят на олених упряжках", а колес-то у нартов нет. А еще фраза "местные аборигены" очень понравилась. Вызвало улыбку.
- А вот со стабилизацией что-то надо делать на таких кадрах. Мешает тут болтанка. И в кадре 07:35 с красивейшими скалами берега, хотя я понимаю, что снято из байдарки болтающейся, но все-таки надо было при монтаже попытаться использовать программный стабилизатор, уменьшить болтанку не до нуля, а сделать ее более легкой.
- И кстати, а может на камеру кирпич привязать? Да, держать будет тяжелее, но зато и болтаться будет меньше, за счет инерции.
- Не стоит использовать без штатива камеру на максимальном зуме / трансфокаторе, так как выигрыш от укрупнения съедается увеличивающейся болтанкой при таком приближении.
- Коля, тебе не кажется, что на меня повлияло, то мнение которое ты мне показал?
- Еще одна идея, когда снимаешь с байдарки, не стоит камеру ли располагать камеру можно ниже к борту, так как чем ниже к воде тем слабее раскачивание?
- Еще вариант, снимать с более высокой частотой кадров 50-60-120, а потом в монтажке уменьшить частоту кадров.
- Не знаю как на байдарке поведет себя стедикам. Что-то даже не могу прогнозировать.
- Мне не показалось ли, но в каньоне в районе 09:50 есть места, в которых можно выбраться на берег и оттуда поснимать вторую байдарку и сам каньон? Вовсе не обязательно снимать все кадры с движущейся нудувнушки.
- Кадр с маленькой байдаркой в большом каньоне был очень короткий и не очень хорошо скадрирован примерно на 10:43, а такой кадр подчеркивает величественность каньона, и цвет байдарки создает хороший кантраст. что в итоге позволяет лучше ощутить красоту каньона.
- Примерно в 11:07 "Поднявшись на борт каньона" вот оно. Все-таки не лень было. Очень правильно. В кадре есть несколько погрешностей, дрожание при съемке дальних гор, вот тут обязательно надо было штативчик, и дальше во время откатом трансфокатором / зумом идет строб кадров, кадры делают "тык-тык-тык", как серия фоток. Тут можно было снимать еще более медленно, а потом ускорить, а в принципе можно дорисовать промежуточные кадры с помощью программного обеспечения аля twixtor.
А панорама каньона с высоты красива, и полоска гор вдалеке расплывчатая, но мы то уже видели, что там красивые горы, и поэтому вот эта расплывчатая полоска уже воспринимается совсем по другому. Это очень хороший пример использования удаления трансфокатором для художественных целей, а не просто игра на тромбоне.
- Примерно 11:35 "Порог на Каре" хорошо смонтированы виды порога, но я лично ожидал красивого прохождения порога, а это видимо не получилось. И к концу сцены этого порога, уже кажется затянуто.
- Примерно 11:53 Панорама и сразу наезд трасфокатором - не надо так делать. Начало панорамы с человеком бегущим по берегу вполне, но человек оказалось, не важен оператору, и ощущение, что панорама всего лишь для начала наезда на водные бурляшки. Наезд зумом / трансфокатором в данном случае ничем не обоснован и выглядит как ошибка, или стиль начинающего.
- до 13:10 почему такие короткие кадры с каякером? зачем такая клиповость тут возникла?
- 13:38 каякер плывет, а камера откатывается зумом в большую широкоугольность - этот кадр опять таки воспринимается как слишком обрезанный, слишком короткий, непонятная недосказанность возникает, кадры как некоторые обрывки речи.
- в районе 14:45 продолжается зарисовка "Солнечно и тепло" - возникло ощущение многих повторяющихся кадров. И где люди? Почему вдруг байдарок не видно.
- 15:49 примерно "Копченый хариус" простая съемка, можно было бы и лучше снять, но замечательный комментарий прямо в камеру. Вот уменя ощущение, что когда нет ветра мешающего записи звука, то Николаю стоит больше комментировать в камеру.
- В районе 17:20 продолжается красивая зарисовка "Каньона". Отличное разнообразие кадров и очень хорошо оператор держит камеру. явно фильм снимался несколькими операторами с очень разными навыками съемки, построения када.
- 18:30 проведение каньона вверх по течению. Нормально снято и смонтировано. Вот и Николай в кадре появился, но кадр снят как поливание лейкой. Ну подержите кадр на Николае. Думаю, что некоторым операторам Николай должен давать более четкие указани и ограничения по съемке.
- 21:20 я заметил, что несколько минут уже слишком часто идут наплывы кадров друг на друга, кросфейд. При этом я не вижу, чем большинство кросфейдов обосновано. кадры нормально ложаться встык.
- Смотрю в районе 25:25 продолжается прохождение каньона вверх по течению. Хорошо показано напряжение. И каньон красивый. И некоторые кадры с работой трансфокатором очень подходящи.
- Примерно 26:40 простой кадр с шикарным голосом оператора: "А мне надо спускаться, каким образом, я не знаю".
- В районе 27:22 "сегодня 15 августа" - по моему очень хорошо, что кадр длинный и идет комментарий закадровый голосом девушки. Разнообразие. И рассмотреть можно пейзаж. Этот кадр кстати отлично бы обработался программным стабилизатором видео на компьютере.
- Николай, а расскажи кстати, как ты записываешь закадровый голос в студии? Весь текст начитываешь за один раз? Пишешь короткими кусками? Делаешь ли дубли? Есть ли при записи кто-то, кто управляет компьютером и слушает? Или делаешь запись один?
- А сам текст как готовишь? Даешь ли тексту после написания отлежаться, а потом редактируешь? Зачитываешь ли вслух самому себе? Даешь ли почитать товарищу для критики?
- Дальше не буде особо повторятся и говорить о каждой уже описанной типичной проблеме.
- 35:20 шикарный кадр с узкой протокой. Я таких проток не видел.
- Странно, но ближе к концу почему-то часто используется смаргивание через черное, прямо внутри "зарисовок". Там все отлично монтируется просто встык.
- К концу фильма дикторский закадровый голос стал очень хороший, более размеренный, гладкий, больше похожий на разговор у костра или за столом за рюмочкой водки.
- 41:00 Классные кадры с отливам. Но мало.
- А почему заключительные титры разными шрифтами? Как-то это не смотрится. А последний титр "Текст читал" выглядит вообще приляпанным в спешке. Хорошо, что титры быстро кончаются.
Выводы после первого просмотра навскидку:
- фильм получился приятным. Задумчивым. Но кажется, что мотания камеры сильно стало больше, чем в предыдущих фильмах Николая Александрова.
- Ощущение, что как режиссер монтажа Николай Александров растет. Но некоторых технических навыков не хватает, таких как например стабилизация видео на компьютере.
- Очень хороший выбор музыки. Мелодии выбраны одновременно и очень подходящие к видеоряду, и не надоедливые, и не забивающие собой видеоряд.
- высокое разнообразие кадров, но людей мало. И исчезающе мало крупных планов людей.
- Неплохой уровень у некоторых операторов, и слабый у других.
- Просто необходимо стабилизировать большинство кадров на компьютере. Потеря разрешения даст выигрыш в стабильности. Стабилизировать кадры общего без явного движения воды или других масс, стоит до полной стабилизации. А остальные кадры стоит стабилизировать до легких покачиваний. Водопад с бурлящей водой можно вообще не стабилизировать, так как пенящиеся массы скрадывают качание камеры, маскируют.
- Мне проще, когда я что-то монтирую, то всегда кусочки могу показать дочери, Катерине Пономаревой, и услышать мнения оперативно.
- в этом фильме ощущается меньше съемок вечером на берегу. Видимо два мужика больше вечером проводили время за кружечкой спирта, и уже времени снять и сказать что-то не хватало сил?
- Цветокоррекция? Если и была, то ненавязчивая.
Может быть допишу позднее.
Ссылки на обсуждения:
https://ok.ru/my.timeline/topic/66333456307458https://vk.com/my_timeline?w=wall-42072148_178%2Fall Фильм "Через Тундру к океану (2017, Александров Николай)"
https://www.youtube.com/watch?v=fdAFQ8EBl3U Игорь Пономарев, Творческое объединение "Вечерний кинозал", клуб "Новый Бродяга"
Клуб "Вечерний кинозал". Режиссура, монтаж, съемка
на фейсбуке
https://www.facebook.com/groups/130561023815049/вконтакте
https://vk.com/my_timelineв одноклассниках
https://ok.ru/my.timelineДзен
https://zen.yandex.ru/id/5a53e10b7ddde8ee11bd9dc6ЖЖ
https://my-timeline.livejournal.com/ Сообщества "Посмотрел кино и хочу сказать"
вконтакте
https://vk.com/cinema_talkна фейсбуке
https://www.facebook.com/groups/cinema.talk.ru/в одноклассниках
https://ok.ru/cinema.talkЖЖ
http://cinema-talk-lj.livejournal.com/ "Беседы о фотографии"
Вконтакте
https://vk.com/skitalets_photoforumв Одноклассниках
https://ok.ru/foto.talkЖЖ
https://skitalets_photo.livejournal.com "Беседы о живописи"
Вконтакте
https://vk.com/a_talkВ одноклассниках
https://ok.ru/art.talkЖЖ
https://a_talk.livejournal.com