...Кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический. Если, например, болит дитя, а мать благодарит Бога, это венец ей. Не хуже ли всякой пытки скорбь ее? Однако же она не заставила ее сказать жестокое слово. Умирает дитя, - мать опять благодарит Бога. Она дочерью Авраама сделалась...Святитель Иоанн Златоуст (IV-V век).
Как горьки слезы при смерти дитяти! Как тяжко матери, когда лишается она грудного младенца! Возрасти его, Господи, в чертоге Твоем!.. Блаженно детство! Оно наследует рай. Горе старости! Она остается здесь на бедствия. Ты, Господи, помоги ей! Преподобный Ефрем Сирин (IV век).
Часто смерть похищает невинных детей. Но вы знаете, что им принадлежит царствие Божие, и, между тем, плачете, что они так рано отходят от вас к Отцу Небесному, не испытав горестей земной жизни, и считаете исход их неблаговременным... Подумайте сами: отцовские ли это вздохи, материнские ли слезы?... Знаю, что в ваших слезах не та блестит мысль, что они отходят от вас к Отцу Небесному; нет, ваши слезы о том, что вы теряете в них ваши светлые надежды на ваше счастье, теряете будущих друзей и хранителей вашей старости. О, надежды, надежды! Если бы всегда сбывались вы! Но скажите, кто поручится, что дети ваши, если бы жили долее, всегда доставляли бы вам одни только радости и утешение? Кто знает? Может быть с годами они познакомились бы с обычаями света, противными христианству, и тогда не были бы столь любезными для Отца Небесного детьми, как теперь. Может быть, с годами остыл бы в них и к вам жар детской любви и они не были бы столь милыми для вас чадами, как теперь. Может быть... но чего бы не могло быть с ними в течение жизни?... А теперь они чистыми, невинными, как ангелы, отошли от вас к Отцу Небесному, а вы все еще плачете, называя исход их от вас неблаговременным. Подумайте сами: отцовские ли это вздохи, материнские ли слезы?. Епископ Гермоген (Добронравин) († 1897).
Но, кроме того, смерть детей помогает и их родителям. Родители должны знать, что с того момента, как у них умирает ребёнок - у них появляется молитвенник в раю. Когда родители умрут, их дети с рипидами придут к двери рая, чтобы встретить души отца и матери. А это ведь немалое дело! Кроме того, маленьким детям, которые были измучены болезнями или увечьем, Христос скажет: «Придите в рай и выберите в нём самое лучшее место». А дети ответят Христу так: «Здесь прекрасно, Христе, но мы хотим, чтобы вместе с нами была и наша мамочка», и Христос, услышав прошение детей, найдет способ, чтобы спасти их мать. Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
Знаете, сколько матерей молятся и просят, чтобы их дети жили с Богом! «Я не знаю, что Ты сделаешь, Боже мой, - говорят эти женщины, - я хочу, чтобы мой ребёнок спасся, чтобы он был с Тобой». Однако если Бог видит, что ребёнок собьётся с правильного пути, что он катится к погибели и нет другого способа его спасти, Он берёт его к Себе неожиданной смертью. К примеру, Он попускает пьяному водителю сбить ребёнка и таким образом забирает его к Себе. Если бы для ребёнка была возможность стать лучше, то Бог помешал бы произойти несчастному случаю. Потом хмель выветривается из головы и у того, кто сбил ребёнка. Человек приходит в чувство и всю последующую жизнь его мучает совесть. «Я совершил преступление», - говорит такой человек и постоянно просит у Бога, чтобы Он его простил. Таким образом этот человек тоже спасается. А мать погибшего ребёнка, мучаясь от душевной боли, начинает жить более собранно, задумывается о смерти и готовится к жизни иной. Так спасается и она. Видите, как Бог за молитвы матери устраивает так, чтобы спасались человеческие души? Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
Как неуместно не благодарить врачей за оздоровление тела и тогда, когда они дают нам врачевства горькие и неприятные, так неуместно и оставаться неблагодарным к Богу за то, что кажется нам нерадостным - не разумея, что все бывает по Его промышлению и на пользу нам. Преподобный Антоний Великий (251-355).
Напрасно ропщем мы и на врачей, пользовавших нашего близкого. Скажите, есть ли врачи и есть ли лекарства против смерти? Среди ли богатства и роскоши, в великолепных чертогах не нашлось бы врачей, самых умных и опытных, там ли не достало бы у них и знания, и усердия к своему делу? Но, увы!... И там, как часто искусство самых опытных и усердных врачей исчезает перед силою смерти!... Врачи - орудия Того, Кто есть воздвизаяй душу, и просвещаяй очи, исцеление даяй, живот и благословение. И если бы Врачу Небесному угодно было продлить дни вашего близкого, Он верно положил бы на сердце врача земного то, что нужно было употребить для спасения больного. А когда Он не положил сего, значит не на радость была бы жизнь усопшего, если бы она еще продлилась на земле. Епископ Гермоген (Добронравин) († 1893).
Терпеть скорби и не обвинять людей в своих бедствиях есть истинное ведение. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)
.......Людей же, причиняющих нам скорби, должны почитать оружием, коим Бог действует в деле нашего спасения, и молиться за них. Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).
Ты жалуешься на несправедливости людей, окружающих тебя, по отношению к тебе. Но если ты добиваешься того, чтобы царствовать со Христом Господом, то посмотри на Него, как Он поступал с окружающими Его врагами: Иудою, Анною, Каиафою, книжниками и фарисеями, требовавшими Его смерти. Кажется, Он никому не жаловался, что враги Его несправедливо поступают с Ним, а во всех ужасных скорбях, наносимых Ему врагами Его, Он видел единственно волю Отца Своего Небесного, которой и решился следовать и следовал до последнего Своего издыхания. Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Если со мною случается скорбь, я не должен в ней обвинять других и оправдывать себя тем, что если бы не тот или другой человек, то я бы не скорбел. «Принимай все как случающееся по твоей вине», - так говорят святые отцы. Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).
Мы непомерно сетуем, даже до расстройства здоровья, мы оскорбляемся на обидчиков, мы ожесточаемся сердцем и становимся сами нетерпеливы по отношению к людям, потому что мы жадно кидаемся на жизнь, на счастье, суетное, пустое, кратковременное, как сон. Ставим его выше всего, выше Церкви, Бога, любви ко Христу, и обрушивающееся несчастье застает нас врасплох, озлобляет и огрубляет нас! Мы проливаем слезы, пот и кровь - здоровье теряем, но, увы, Господи! Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).
Хотя мы и видим причиною скорбей наших людей, но они суть только орудия Промысла Божия, действующие в деле спасения нашего, и они только то могут сделать нам, что Бог попустит. Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).
А если бы никто тебя не трогал, и ты оставалась бы в покое, как же бы ты могла сознать свою худость? Как могла бы увидеть свои пороки?.. Если стараются унизить - значит хотят смирить тебя; а ты сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть? Преподобный Амвросий Оптинский. (1812-1891).
Не всё, что замышляют люди, могут уже и сделать. Нет, но только то, что попускается им от Бога. Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560).
Мне очень не нравится в тебе то, что ты находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения, и печали твои бывают безотрадные. Преподобный Лев Оптинский (1768-1841).
Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби, а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих. Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).
Ропота на Бога остерегаться нужно и бояться как смерти, ибо Господь Бог, по великому милосердию Своему, все грехи наши долготерпеливо терпит, но ропотливости нашей не выносит милосердие Его. Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).
Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать. Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).
Блажен, кто принуждает себя терпеть страдания, потому что путем скорбей входят в Царствие Небесное. Преподобный Ефрем Сирин (IV век).
Ради духовного нашего исцеления, для нашей же пользы попускает нам скорби и испытания милостивый Господь. Но и Сам Он - Муж скорбей, изведавший многие и тяжкие болезни. Поэтому, неся крест свой, чаще всего имей пред сердечными очами твоими распятого Господа. Неужели, воспоминая о том, что претерпел Он для нашего спасения, не стерпишь и ты из любви и благодарности к своему Благодетелю того малого креста, который приблизит тебя к Нему? Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.).
Вы думаете, что за грехи Господь наказал вас. - Может быть, и так, а может быть, к испытанию вашей веры; а скорее всего - по той и другой причине. Впрочем, как бы то ни было, ваше дело - в постигшем вас временном наказании усматривать должно благость Божию к вам и любовь.
За грехи что-нибудь должно терпеть; если не здесь, то в будущей жизни. Только в будущей жизни скорби очень ужасны. Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).
"Думала ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя,
касается и Меня? Ибо касающееся тебя
касается зеницы ока Моего.
Ты дорога в очах Моих, многоценна,
и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня
составляет особую отраду воспитывать тебя.
Когда искушения на тебя и враг придёт, как река,
Я хочу, чтобы ты знала, что
От Меня это было.
Что твоя немощь нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя заключается в том,
чтобы дать Мне возможность защитить тебя.
Находишься ли ты в трудных обстоятельствах,
среди людей, которые тебя не понимают,
не считаются с тем, что тебе приятно,
которые отстраняют тебя, -
От Меня это было.
Я - Бог твой, располагающий обстоятельствами,
и не случайно ты оказалась на своём месте,
это то самое место, которое Я тебе назначил.
Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя
смирению?
И вот Я поставил тебя именно в ту среду,
в ту школу, где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою только выполняют
Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении,
трудно тебе сводить концы с концами, знай, что
От Меня это было.
Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы
ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости
от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы
ты убеждалась в верности Моей и Моих обетований.
Да не будет того, чтобы тебе могли сказать
в нужде твоей: "Ты не верь Господу Богу
твоему".
Переживала ли ты ночь в скорби?
Ты разлучена с близкими и дорогими сердцу
твоему, -
От Меня это послано тебе.
Я - муж скорбей, изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне
и во Мне могла найти утешение вечное.....
........................................................................
Помни, что всякая помеха есть Божие наставление,
и потому положи в сердце своё слово,
которое Я объявил тебе в сей день -
От Меня это было.
Храни их, знай и помни - всегда, где бы ты ни
была, что всякое жало притупится, когда ты
научишься во всём видеть Меня.
всё послано Мною для совершенствования души твоей, -
всё от Меня это было.
Преподобный Серафим Вырицкий (1865-1949). "От меня это было".