Sep 06, 2010 13:26
недооценивал силу любви
Как вижу я сейчас, гражданственную поэзию я хорошо понимал и воспринимал, а лирической (любовной) мне попадалось мало, я ее в те годы просто не знал, поэтому и не дооценивал, и это оказалось крупным пробелом в моей жизни, в моих взглядах. Я довольно поздно в своей жизни пришел к выводу, что «миром правит любовь».
Не знаю, не понимаю, почему так случилось. Меня к девушкам тянуло сильно, эротические сны мне снились постоянно, от случайного касания руки девушки я весь вспыхивал и краснел, но у меня не было ни подруги, с которой я мог бы поговорить, ни друга, с которым мне ьы хотелось поговорить о женщинах. Дома эта тема тоже никогда не поднималась. И я не пытался подружиться с какой-либо девушкой, тем более, сблизиться с какой-нибудь женщиной. Разумеется, я ловил взгляды, бросаемые мне изредка полузнакомыми девушками, но я делал вид, что не ничего не заметил. Где-то в восьмом классе я прочел роман «Накануне» Тургенева, и меня поразила откровенная, как мне тогда казалось, сцена сближения Инсарова с Еленой.
- Так возьми ж меня ..., - сказала Инсарову Елена. Этой фразы было достаточно, чтобы я вспыхнул, захлопнул книгу, снова ее открыл, посмотрел, нет ли кого вокруг, кто может поймать меня на том, что я интересуюсь такими «крамольными» вещами. И я еще не один раз перчитывал эту сцену и каждый раз меня охватывала какая-то внутренняя дрожь от этого неведомого мне пока чувства, возникающего между мужчиной и женщиной, когда женщина сама говорит мужчине: «Так возьми ж меня ...», а мужчина уже не может совладать со своими чувствами настолько, что готов обладать женщиной даже без ее согласия ... .
Я понимал, что это не та любовь, возвышенная, платоническая, которая была, например, в стихах Пушкина, посвященных Анне Керн. Музыка романса, написанная М.И. Глинкой заставляла таять мое сердце в невероятном блаженстве. Великий поэт написал великие слова о любви, а великий композитор написал великую музыку! Я был потрясен тогда тем, какие высокие чувства может вызвать любовь, к созданию каких шедевров она может привести.
Анна Керн произвела на Пушкина неизгладимое впечатление. Он написал в одном из своих писем: «Недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поет». Известный литературовед-пушкинист Гессен фантазирует:
- Глубокой ночью Пушкин сидит за своим столом. Рядом с листком бумаги лежит камешек, о который Анна Керн споткнулась во время прогулки. Пушкин потом поднял его. Лежит и цветок гелиотропа, который он выпросил у нее. Горит свеча. В раскрытое окно влетают бабочки и, опаленные пламенем, замертво падают на листок. А рядом с ними ложатся пушкинские строки: «Я помню чудное мгновение…».
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты.
Анна Керн в своих мемуарах пишет, что Пушкин пришел к ней рано утром, принес в подарок вторую главу «Евгения Онегина» и стихотворение, посвященное ей. Когда она прятала листок в свою шкатулку, поэт вдруг судорожно выхватил его из ее рук и долго не хотел отдавать. Керн с трудом выпросила у4 него этот листок. «Что у него мелькнуло тогда в голове, я не знаю», - написала она в мемуарах.
Как не мечтать о такой любви, если она высекает такие неповторимые мысли, слова и звуки?
романсы
Моя мама обожала романсы, - она сама их пела в молодости. Русский романс, - на самом деле, нечто необыкновенное. Один лучше другого. Я их любил, и они меня волновали. Иногда до трепета. Приведу здесь самые-самые запомнившиеся, хотя, не уверен, мог и зыбыть какой-нибудь.
«Отцвели хризантемы» - музыка Н.Ларито, слова В.Шумского
Отцвели уж давно хризантемы в саду
Но любовь все живет в моем сердце больном
«На заре ты ее не буди...» - музыка А.Варламова, слова А.Фета
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
«Темно-вишневая шаль» - старинный русский романс
Я о прошлом теперь не мечтаю,
Только сердце затмила печаль,
И я молча к груди прижимаю
Эту темно-вишневую шаль.
«Дремлют плакучие ивы...» -музыка Б.Б., слова А.Тимофеева
Дремлют плакучие ивы
Низко склонясь над ручьем,
Струйки бегут торопливо,
Шепчут во мраке ночном.
Шепчут, все шепчут, во мраке ночном.
«Не пробуждай воспоминаний...» - музыка П.Булахова, слова Н.Н.
Не пробуждай воспоминаний
Минувших дней, минувших дней -
Не возродишь былых желаний
В душе моей, в душе моей.
Не возродишь былых желаний
В душе, в душе моей.
«Мой костер» - музыка неизвестного автора XIX в., слова Я.Полонского
Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.
«Лебединая песня» - музыка и слова М. Пуаре
Как-то странно и дико мне жить без тебя,
Сердце лаской любви не согрето;
Иль мне правду сказали, что будто моя
Лебединая песня пропета.
«Я ехала домой» - музыка и слова М. Пуаре
Я ехала домой, я думала о Вас,
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
О, если б никогда я вновь не просыпалась…
«Утро туманное» - музыка А.Абаза, слова И. Тургенева
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Если ты, читатель моих воспоминаний, не слышал их никогда, ты много потерял. Советую тебе настоятельно, найти их и послушать. Это шедевры, созданные любовью человека. Без любви такое не создашь, поверь мне.
Когда-то они были в моде. В 19 веке только на стихи Александра Сергеевича Пушкина было создано более пятисот романсов. Но мода проходит, а шедевры остаются в памяти человечества.
Продолжение следует
отрочество. Миша Качан