Р. Албаков-Мяршхи: Гора «Гейкомд» - осмысленное искажение топонимики горной Ингушетии…

Sep 06, 2011 13:09

      Самобытность ингушского языка и фольклора, древняя история и уникальная, в своем роде, башенная культура Ингушетии привлекают к себе своей многогранностью и богатством, но требуют тщательного исследования и фундаментального изучения, как значимого компонента в большой семье народов Кавказа.
      В горной Ингушетии, сосредоточенны  памятники раннего и позднего средневековья, которым нет аналогов по значимости во всем мире. Однако, историческое прошлое Ингушетии, как и сам ингушский народ, регулярно подвергались различным испытаниям и коллизиям - не поддающимся логическому объяснению…
     С глубокой древности на Кавказе происходили различные войны и военные конфликты, которые уничтожали не только памятники материальной культуры, но и способствовали искажению духовных ценностей кавказских народов, для которых абсурдно определять себе какую-то свою, исключительную древнюю историю - вне кавказской цивилизации.
     Настоящая статья посвящена искажениям и фальсификациям допущенным специалистами картографами на территории горной Ингушетии в 1970-х годах и, которые не были выявлены и исправлены до наших дней…
     После сталинской депортации 1944-1957 гг., ингушский народ испытывал значительный дефицит профессиональных кадров в различных областях народного хозяйства. Перед подавляющим большинством молодежи, среднего и старшего поколения стоял вопрос достойного выживания и приоритетом был физический, относительно высокооплачиваемый, труд - «заработки», а учеба в ВУЗах или СУЗах доставалась немногим - в силу определенных обстоятельств.
      Нехватка профессионалов приводила к различным неурядицам и казусам, об одном из них и будет дальнейшее повествование…
      Сотрудникам Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника очень часто приходится сопровождать гостей республики по горной части Ингушетии. Неоднократно, наши гости и некоторые жители республики, увидев величественную гору Коазой Лоам, задают вопрос - «…как называется эта гора?» и, когда услышав истинное название, задают встречный вопрос - «…а почему на сувенирной карте горной Ингушетии она обозначена как гора Гейкомд высота 3171…?».
     Дирекцией музея-заповедника, был проведен анализ этого вопроса, в результате которого выявилось, что в период создания Государственного природного заказника федерального подчинения "Ингушский",  утвержденного 7 января 1971 года Распоряжением СМ РСФСР № 36-р (Приказ Главохоты РСФСР № 22 от 22 января 1971 года), в Чечено-Ингушетии работал некий Гейко М.Д. Это был руководитель группы специалистов картографов, сознательно допустивший значительные искажения и неточности в обозначении ряда местностей горной Ингушетии, которые, в дальнейшем, легли в основу картографических материалов - публикуемых по сей день, как первоисточник.
     Судя по зафиксированным им названиям, среди его коллег и подсобных рабочих не было ни одного ингуша, а представители соседних народов явно присутствовали…
     Так, без ложной скромности, в обозначении горы «Коазой Лоам» он увековечил свою фамилию и инициалы Гейко М.Д. - «Гейкомд», далее - храм «Тхаба-Ерды» зафиксировал как «развалины Тхабахро», река Армхи - не что иное, как «Шондон» и, еще две реки «Сарту» и «Тетрисцкали» - явно не имеющие ничего общего с ингушской топонимикой, а также сельские поселения «Мтисдзири» и «Тамариани»…
     Что это - недоразумение или осмысленное циничное искажение истинных исторических названий и топонимики горной Ингушетии - несопоставимое с общечеловеческими и профессиональными нормами морали?
     Однако и официальные источники некоторых структур тоже допускают неточности и ошибки в подаче наименований административных единиц РИ, так, в Постановлении Правительства РИ № 168 от 29.03.2011 «О закреплении земельных участков за памятниками архитектуры, истории и культуры» Администрацией Джейрахского района допущены несоответствия за номерами по списку:
  •  №10. с. Бисар - записан один, а их два «Верхний» и «Нижний»;
  • №17. с Галли - несоответствие, правильно «Гаппи»;
  • №19. с. Гершки - несоответствие, правильно «Гирите» (Султыговы,Тимурзиевы);
  • №22. с. Гули - записан один, а их два «Верхний» и «Нижний»;
  • №22. с. Гул - пропущено;
  • №26. с. Дошалке - несоответствие, правильно «Дошхакле»;
  • №28. с. Евли - записан один, а их два: Евли и Старый Евли;
  • №31. с. Каштым - пропущено;
  • №36. с. Кит (Кий) - таких  историко-архитектурных ансамблей  в Джейрахско-Ассинском музее-заповеднике нет;
  • №37. с. Косей - несоответствие, правильно «Кост»;
  • №44. с. Лейми - записано один, а их два  «Верхний» и «Нижний»;
  • №46. с. Ляжги - записано одно, а их три, второе и третье в ущелье Гулойхи:
  • №57. с. Някисте - пропущено;
  • №59. с. Оздик - несоответствие, правильно «Озик» (Баркинхой), записано одно, а их три: верхний, средний и нижний;
  • №60. с. Озди - несоответствие, правильно «Оздиче», их два «Верхний» и «Нижний» в ущелье Гулойхи;
  • №62. с Пхелий - надо «Пхемат»;
  • №75. с. Харж - несоответствие, правильно «Харпе»;
  • №76. с.Хайрах - записано одно, а  их два;
  • №87. с. Энти - такого не существует.
      
  •        Специалисты Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, по данному вопросу направили аналитическую справку  Министру культуры РИ.



              

    Previous post Next post
    Up