В начале зимы 2017 года экспозиция постоянной выставки
"Стальные стражи" тульского Музея оружия была перегруппирована - образцы техники были установлены более плотно, чем раньше.
6 декабря на освободившемся месте установили пусковую установку 9П140 комплекса РСЗО 9К57 "Ураган".
Теперь в Туле есть две похожие коллекции из трёх тульских Реактивных Систем Залпового Огня.
Одна у Музея оружия, а вторая у завода-производителя этих систем
ОАО НПО "Сплав".
У Сплава тоже стоят
9К51 "Град",
9К57 "Ураган" и
9К58 "Смерч".
Дата съёмки - 09 декабря 2017 года.
01.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-01-800.jpg)
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Табличка с характеристиками Боевой машины.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-02-800.jpg)
03. Система "Ураган" была разработана в Туле в начале 1970 годов, как развитие предыдущих систем 2Б7Р, так же известной, как БМ-13 "Катюша" (которую я неоднократно встречал -
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8) и системы 9К51 "Град" (БМ-21 -
1,
2).
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-03-800.jpg)
04. Калибр снарядов был увеличен почти в два раза со 122-х/132-х до 220 миллиметров.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-04-800.jpg)
05. Сами снаряды, помимо вариантов с обычными моноблочными, получили кассетную боевую часть.
Кассеты раскрывались на некоторой высоте над землёй и засыпали район цели 30 осколочными боевыми элементами, для поражения живой силы и легкобронированной техники или несколькими минами (противотанковыми или противопехотными).
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-05-800.jpg)
06. Каждый фугасный снаряд 9М27Ф с моноблочной частью "привозил" врагу 100 килограммовую БЧ (51.9 кг взрывчатого вещества).
Враг мог находиться на удалении от 10 до 35 километров от пусковой установки.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-06-800.jpg)
07. Кассетные снаряды разбрасывали 90 килограмов противопехотных кассет с тремястами граммами взрывчатки в каждой (снаряды 9М27К, 9М27К1; дальность 10-35 км).
Или 24 противотанковые мины ПТМ-1 (1.1 кг ВВ, 9М27К2; дальность 10-35 км).
Или 312 противопехотных мин ПФМ (40 граммов ВВ, 9М27К3; дальность 8-34 км).
Или 9 противотанковых мин ПТМ-3 (1.85 кг ВВ, 9М59; дальность 10-35 км)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-07-800.jpg)
08. Так же в номенклатуре боеприпасов РСЗО "Ураган" имеются Термобарические (9М51, объёмный взрыв), Зажигательные (9М27С) и Химические (снаряжены отравляющим веществом Зоман) снаряды.
Увидеть внешний вид снарядов можно в самом Музее оружия или в экспозиции
у проходной предприятия разработчика.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-08-800.jpg)
09. Снаряды помещаются в пусковую установку с казённой части при помощи транспортно-заряжающей машины.
Специальный выступ на снаряде помещается а спиральную канавку проходящую вдоль пусковой трубы.
При запуске снаряд получает вращение стабилизирующее его в полёте и увеличивающее точность стрельбы.
На этом экземпляре пусковая находится в транспортном положении - развернута дульной частью назад, а казённой вперёд.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-09-800.jpg)
10. Дульная часть пусковой на этом экземпляре закрыта специальной крышкой заглушкой.
Можно посчитать трубы - их 16 (у Града - 40, у Смерча - 12).
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-10-800.jpg)
11. Наведение на цель осуществлялось со специальной площадки Наводчика, которая на этом экземпляре так же находится в транспортном положении.
Пусковую в боевом положении можно увидеть
на "Урагане" у "Сплава".
На поворотной платформе предупреждающая табличка:
ВНИМАНИЕ! Переводить площадку наводчика в рабочее положение только при опущенных домкратах.![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-11-800.jpg)
12. Цепи пуска снарядов, расположенные в казённой части пусковой, закрыты кожухом с внешней стороны.
На
Сплавовском его нет и вся проводка доступна взгляду.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-12-800.jpg)
13. Складные опоры.
Специальный шарнирный механихм позволяет отвести опорную плиту от штока домкрата ближе к корпусу машины, тем самым уменьшая её габарит.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-13a-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-13b-400.jpg)
14. Гидравлические подъёмные механизмы пусковой установки.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-14-800.jpg)
15. Носитель пусковой - ЗИЛ-135ЛМ.
ЗИЛ-135ЛМ - колёсный неплавающий вездеход.
Производился на Брянском автозаводе (БАЗ).
Был спешно разработан на базе модели ЗИЛ-135Л и отличался от неё заменой сложной автоматической коробки передач на механическую, откуда и появилась буква "М" в названии.
Брянский автозавод оказался неспособен производить АКПП.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-15-800.jpg)
Интерьеры кабины, Антенна радиостанции и нескользящие подножки водителя (сеточки на ступице колеса и крыле + грязеочиститель перед дверью).
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-15a-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-15b-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-15c-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-15d-400.jpg)
16. Дудки Сигнала и светотехника машины.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-16a-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-16b-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-16c-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-16d-400.jpg)
17. Позади кабины находится двигательный отсек.
На этом экземпляре он интересен отсутствием задней стенки.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-17-800.jpg)
Двигательная установка машины состоит из "спарки" (двух совместно работающих двигателей) ЗИЛ-375.
Хорошо видны между моторами приводы управления самими двигателями и механическими коробками передач.
Приводы работают по бортовой схеме.
Левый двигатель вращает колёса левого борта, а правый - правого.
Из-за использования механических коробок малейшее рассогласование в мощности и оборотах двигателей ведёт к рысканью машины влево-вправо и повышенному износу самих двигателей.
У АКПП такие проблемы были значительно меньше по причине наличия в ней гидротрансформаторов.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-17a-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-17b-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-17c-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-17d-400.jpg)
18. Нижняя часть машины.
На левом снимке - спереди, на правом - сзади.
Первая и четвёртая ось - управляемые.
Автомобиль полноприводной с колёсной формулой 8 х 8.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-18a-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-18b-400.jpg)
19. Колёса с регулировкой давления в шинах.
Подкачка требовалась при небольших повреждениях (попадание пули, гвоздь и тп.).
Кроме того, снижение давления в шинах используется при преодолении грунтов с низкой несущей способностью - болото, глубокий снег, песок и т.п.
При приближении к такому участку водитель выпускал часть воздуха из колёс и тихонько, чтобы не разбортировать шины, преодолевал опасный участок, а затем возвращал давление в шинах к норме.
Размер шины 16.00-20(R20), модель И-159, направленная, грязевая, диагональная.
Производство - Ярославский шинный завод.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-19-800.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-19a-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-19b-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-19c-400.jpg)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-19d-400.jpg)
20. Ступицы передней пары колёс, как отмечалось выше, имют дополнительное перфорированное кольцо-ступеньку для посадки экипажа в кабину.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-20-800.jpg)
21. Укомплектованная тройка боевых машин систем РСЗО с погодными именами - Град, Ураган, Смерч.
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-21-800.jpg)
22. Остальные "Стальные стражи" теперь повернулись вправо на 90° и стоят бок о бок ниже по дорожке.
Образовавшийся зазор намекает на скорое пополнение коллекции :)
![](https://myauu.ru/memorials/tula-ormuz-uragan/tula-ormuz-uragan-22-800.jpg)
Координаты:
54°12'14.76"С
37°37'1.11"В
Другие РСЗО: