Сальвадор Мадариага. Англичане, французы, испанцы

Apr 12, 2011 14:49

Введение

1

С первого взгляда на повседневную жизнь этих трех народов возникает впечатление единства - очевидного и вместе с тех поверхностного, - в основе которого лежит общность системы идей и обычаев, свойственных всем народам белой расы, по крайней мере, в рамках европейской цивилизации. Однако если от поверхностного слоя сознательно ( Read more... )

Leave a comment

Comments 8

mydearspy April 12 2011, 10:51:33 UTC
Аналогичная тенденция лежит в основании английского эмпиризма, поскольку человек действия должен находиться в постоянном контакте с опытом. Мышление предполагает отстранение от предмета мысли, определенную дистанцию, которая позволяет нам концентрироваться на идеях вещей, а не на самих вещах. Опыт же, напротив, - это поток жизни, омывающей нас каждую минуту. В этом потоке англичанин плывет с таким же удовольствием, с каким он купается в прохладных водах рек или озер Англии. Эмпиризм представляет собой ежесекундно возникающую и неразрывную смесь мысли и действия, или, точнее, смесь каждого мгновения действия с минимальным количеством мысли, необходимым для достижения результата. Эта черта английского характера объясняет нелюбовь англичан к теориям и всему тому, что не имеет непосредственного отношения к действию. Отсюда два следствия. Первое следствие - это та черта английского характера, которую принимают за недостаток логики и ставят ее в вину англичанам. Они же, напротив, гордятся этим обстоятельством. На самом же деле логика столь ( ... )

Reply


mydearspy April 12 2011, 10:52:42 UTC
А потому упомянутые выше недоразумения принимают за подлинную природу утилитаризма. Поскольку действие обладает непосредственным, осязаемым и материальным характером, может показаться, что тенденция добиваться результатов в терминах действия заражена эгоизмом, своего рода материализмом и недальновидностью. И в самом деле, именно эти недостатки чаще всего приписывают англичанам. Впрочем, нельзя сказать, чтобы подобные недостатки были им абсолютно чужды. Собственно же утилитаризм вовсе не обязательно их предполагает, хотя и создает для этого благоприятную почву. С одной стороны, мы имеем определенные психологические отношения между двумя наборами черт, а с другой - сравнительно частое совпадение этих двух типов черт у отдельных представителей английского народа. Именно этим двойным фактом объясняется слишком частое смешение недальновидности, материализма и эгоизма, которые могут быть случайными недостатками отдельных англичан, и врожденной для англичанина как человека действия утилитарной тенденции, сопоставимой с самыми яркими ( ... )

Reply


mydearspy April 12 2011, 10:53:36 UTC
Именно это обычно называют практическим смыслом. Выражение не слишком удачное, поскольку упрощает суть дела, что не типично для английского характера. Упрощение - это операция ума. Оно близко к абстрагированию. Оно следует за поступком как критицизм и предшествует ему в качестве метода. Так вот, англичанин избегает абстракций и интеллектуальных операций и мыслит лишь в связи с действием. Именно это обстоятельство более-менее ясно подразумевается под «практическим смыслом». Как пчела летит прямо к цветку, англичанин во время действия отбрасывает на своем пути прочь все идеи и сантименты. Он отбрасывает их в сторону, преодолевает без колебания все препятствия и идет прямиком к цели, не заботясь о том, имеется ли заранее обдуманный план действий. Практический смысл таким образом представляет собой негативный аспект тенденции все подчинять действию, которую мы здесь рассматриваем как типическую черту англичанина. А со своей позитивной стороны эта черта английской психологии представляет собой суровую дисциплину ума и сердца ( ... )

Reply


mydearspy April 12 2011, 10:54:03 UTC
Кажется, что ограничение сферы действия инстинкта сотрудничества пределами расы должно рассматриваться - как прямое следствие тенденции к действию - в качестве типичной черты англичан. Другими словами, тенденция к действию, присутствующая у каждого англичанина, и есть то самое, благодаря чему он опознает своего соотечественника. Данное признание составляет тот критерий, по которому англичанин выбирает тех, с кем следует сотрудничать. Совершенно в порядке вещей, что человек действия отбирает напарников для достижения наибольшей эффективности среди других таких же людей действия. Выбор завершается там же, где заканчивается тенденция, т.е. инстинкт сотрудничества останавливается на границе расы ( ... )

Reply


mydearspy April 12 2011, 10:55:04 UTC
Помимо этнической тенденции, дар сотрудничества также можно видеть и в других двух проявлениях, при помощи которых индивидуальные силы координируются и направляются. Первый из них - это координация индивидуальных сил между собой, второй - их координация с природой ( ... )

Reply


Leave a comment

Up