Интересно, вы заметили, как прочно вошла ненормативная лексика в нашу жизнь?
Это, кстати, один из характерных штрихов времени, в котором мы живём.
Во времена моего детства ругаться матом было уделом биндюжников, «сидельцев» и бомжей. Впрочем, как и безобразная манера «украшать» кожу синими картинками. Я не помню, чтобы в доме или с экрана телевизора звучали слова, которые нельзя было бы отыскать в толковых словарях Ожегова или Даля. Конечно, на улице я слышала всякое. Не на луне же я, в самом деле, жила. Но выражать таким образом свои мысли и чувства в приличных местах было откровенным моветоном.
В 90-х, когда разваливалась страна нашего детства, заодно обрушилась и цензура. Мир вокруг стремительно менялся. Во-первых, случилась перестройка, и на наши головы свалилась гласность. Лучше бы, конечно, не сваливалась, потому что мы с непривычки совсем не знали, что с этой гласностью делать. Во-вторых, внезапно наступила свобода. Некоторые ошибочно трактовали её для себя как разрешение делать все, что душе угодно. Хотя, на самом деле, свобода - это скорее осознание того, от чего лучше бы держаться подальше. Ну эта простая мысль далеко не для всех очевидна.
Как грибы после дождя, стали возникать новые направления в искусстве. Среди них - рэп, с появлением которого ненормативная лексика начала свое победное шествие по неокрепшим мозгам подростков. Тех самых, кому, в связи с развитием «рыночной экономики», внезапно перестало хватать родительского внимания. И они заметались в поисках новых идей для его привлечения. А в итоге обрели две новые «культуры»: речи и искусства. Обе, как по мне, ужасны, но замечательно дополняют друг друга в своем уродстве. А тут и кино подтянулось. А затем и театр, с его желанием идти в ногу со временем.
Так и получилось, что, куда ни ткнись,- всюду «день сурка». Мат на улице, мат на работе, мат в телевизоре, музыке и кино. Иногда так устаешь от этого, что хочется убежать назад, в прошлое, к старому кинематографу. Туда, где, несмотря на цензуру, снимались прекрасные добрые фильмы. На них можно было отдохнуть душой. И пусть истории, рассказанные в них, были не всегда столь реалистичны, как фильмы Квентина Тарантино. Но кто сказал, что искусство должно с протокольной точностью отражать окружающие нас события?
Скажите, а как вы относитесь к использованию в искусстве ненормативной лексики?