В рамках своей педагогической практики и не только, мне приходилось тесно общаться с современными школьниками. И я сделал для себя несколько странное открытие: современная молодежь повально увлечена оккультизмом. Мне стало интересно, почему же так вышло. Ниже приведу свои размышления о причинах новой популярность оккультизма у молодежи.
Первая, яркая, и особенно сильно бросающаяся в глаза, черта психологического портрета современной молодёжи в целом - это, так сказать, склонность к фриковости.
За этой фриковостью, на мой взгляд, лежит внутрення потребность в самоутвержении, доказании всем вокруг и себе в том числе, что "я есть уникальная неповторимая личность". Достигается это за счёт эксцетричных выходок, необычного внешнего облика, экзотических культурных пристрастий, нетрадиционного творчества и разнообразия сексуальных переживаний.
Так же причиной фриковости является сильное эмоциональное голодание. Связано оно с урбанистическим способом жизни и засильем техногенности. Эмоциональное голодание побуждает современную молодёжь совершать такие поступки и жить таким образом, чтобы их фриковость становилась не только внешней показухой, но и внутренним состоянием. Этоциональное голодание толкает современную молодёжь в различным диким и неразумным поступкам, поискам экстремальных переживаний. Тут и лазание по катакомбам, и шпионские игры, и изощрённые этические манипуляции, и повышенный интерес к оккультизму.
Ещё одна характерная особенность психологического портрета современной молодёжи - проблематичная этика. В связи с фриковостью и необычностью современной молодёжи, дня неё более проблемно стоит вопрос самоутверждения, ценности собственной личности, собственного достоинства. Это находит своё выражение в повышенной ранимости, недоверии окружающим. А в последствии это проявляется в трудностях общения "на близкой дистанции". Потому, заходя практически в любое кафе мы всегда можем наблюдать большую компанию молодых людей, которые вместо того чтобы живо общаться между собою, пялятся в свои мобильники/планшеты/ноутбуки.
Так же среди современной молодёжи наблюдается стремление к местной известности, то есть известности в конкретных кругах. В тусовках современной молодёжи есть свои "звёзды" и конкуренция за право стать "звездой".
Эмоциональное голодание порождает так же любопытное противочречие. С одной стороны современная молодёжь часто проявляет чёрствость, холодность, расчётливость, а с другой стороны возводит в культ свои собственные переживания и эмоции.
Хакратерно для современной молодёжи и то, что практически все они принадлежат к какой-либо молодёжной субкультуре, а многие даже к нескольким. Для современной молодёжи общение в субкультурах и основанных на их базе группировках имеет намного большее значение чем, общение с однокласниками/одногрупниками/ребятами живущими по соседству. Вместе с тем, чуть меньшую роль для современной молодёжи стало играть общение в группировках по социальному статусу родителей. Так же наблюдается большая мобильность молодёжи между субкультурами: ещё вчера он был готом, а сегодня уже панк, а завтра станет медиумом Ктулху.
В общем, на мой взгляд, основные черты портрета современной молодёжи:
- демонстративность поведения;
- необходимость в самоутверждении, возвеличивании своего я;
- тяга к уникальным видам деятельности;
- разнообразные сексуальные переживания;
- эмоциональное голодание;
- трудности в близком общении, замкнутость;
- тяга к этическим манипуляциям и невротическим играм;
- вовлечённость в различные субкультуры.
Всё, что изложено в приведенном выше списке, толкает молодёжь к оккультизму.
Об это мало говорят и пишут, как мне кажется, из-за того, представители старших поколений увлечение оккультизмом молодёжи оценивают исключительно как деструктивное явление, как "дурь, которую надо выбить из башки". И, конечно же, такая установка старших лишь накаляет конфликты между старшим и младшим поколением.