Особенности апокалипсической символики сказки «Курочка Ряба» и ее связь с современным массовым искусством
Жанр: научное эссе.
"Курочка Ряба" - один из базовых человеческих сюжетов - «Апокалипсис и избавление от него», который получил широкое распространение в культуре, а особенно в кинематографическом искусстве конца ХХ - начала ХХІ века. Тут стоит упомянуть такие голливудские блокбастеры как «Армаггедон», «День Независимости», «Послезавтра», «Война миров», «День, когда Земля остановилась».
Анализ психолого-педагогических источников показал, что "Курочка Ряба" - популярная сказка, пик интереса к которой приходится на ранний дошкольный возраст, и резко уменьшается в среднем школьном возрасте. Опытные наблюдения показывают, что сказка вызывает яркий эмоциональный отклик - ребенок, слушая ее, активно сопереживает приключениям героев, огорчается и радуется вместе с ними.
Проанализировав сказку с точки зрения формальной и житейской логики, мы пришли к заключению, что она нарушена. Проведенное нами тестирование по опроснику KR дало следующие результаты: в случае получения от курицы золотого яйца - 52% респондентов его продадут (что соответствует статистическим данным о населении, проживающем за чертой бедности); 38 % - оценят у ювелира; 10 % - оставят как семейную реликвию. Желание бить золотое яйцо выявлено у 0 % исследуемых.
Таким образом, можно заметить, что поведение Деда и Бабы в сказке нелогично, иррационально и вызвано эмоциональным аффектом, истеричеcким поведением.
Далее в сказке появляется Мышь, которая своим хвостом легко разбивает золотое яйцо. Как именно она это сделала - этот вопрос не входит в задачи нашего исследования. Нас интересует другой вопрос: почему разбитое золотое яйцо вызывает у Деда и Бабы слезы? Ведь, судя по вышеизложенному, именно такого результата они стремились добиться.
Сказка благополучно завершается обещанием курочки Рябы снести простое яйцо. Данное обещание вызывает яркие положительные эмоции у Деда и Бабы, в то время как контент-анализ народных сказок и шкал ценностных предпочтений современных людей показывает, что куриное яйцо не является, и никогда не являлось, особо ценным продуктом питания.
Таким образом, нами была выдвинута гипотеза, что сказка "Курочка Ряба" несет некий сакральный философский смысл, зашифрованный в древних символах.
Главные герои сказки - Дед и Баба - человечество в миниатюре, мужчина и женщина в платоновском возрасте «на пороге мира идей».
Яйцо, снесенное курочкой Рябой, представляет собой древнейший символ вечной жизни, известный нам от языческих времен до позднехристианских, что нашло выражение, например - в традиционных и современных пасхальных ритуалах.
Золото - в противовес яйцу - символ смерти. Золото издревне выкапывали из земли, туда же уходили мертвые. Все сказочные персонажи - Кощей, который «над златом чахнет», Златовласка - не живые люди, а мертвецы, пришедшие в мир людей.
Таким образом, получается, что золотое яйцо - это символ смерти, символ Апокалипсиса. Поэтому нам становятся понятны эмоциональные попытки деда и бабы разбить и уничтожить его.
Герой сказки, которому удалось справиться с этой задачей - Мышь. Она с легкостью уничтожает опасный для человечества символ.
Проанализировав народные сказки, былины и сказания, мы пришли к выводу, что Мышь представляет собой опасный символ неопределенности и случайности. Самые сильные страхи человека связаны со смертью и неопределенностью. Мышь - символ непостоянства судьбы, непредсказуемый игрок на поле живых и мертвых. Герои многих народных сказок находили выход из самых сложных ситуаций или, наоборот, неожиданно теряли все преимущества в зависимости от их способности вызвать расположение или недовольство Мыши. Один из ярких примеров - сказка «Морозко», где вовремя накормленная главной героиней Мышь (отдала последний кусочек хлеба!) помогает ей выиграть опасную игру в прятки с Медведем и, в итоге, получить богатое приданное от Морозко.
Таким образом, финал сказки "Курочка Ряба" - это уничтоженный призрак Апокалипсиса, шанс на жизнь и бессмертие человечества.
Анна Брыль
Мечты молодости
Жанр: психологическая новелла.
Жили-были Дед и Баба, тянули от пенсии до пенсии. Хорошо что огородик свой и курочка Ряба, можно жить и детям с внуками-правнуками овощами и яйцами свежими помогать.
Ряба - курочка-несушка, когда еще цыпленочком была, слыхала от своей мамы Рябы, а та - от своей - чудную историю о том, как Дед с Бабой были молодыми красивыми парнем и девушкой. И когда поженились, любили друг с дружкой мечтами своими делиться.
- Снесла бы нам курица Ряба золотое яичко - отправилась бы я в кругосветное путешествие на большом белом пароходе, - мечтала молодая жена, - страсть как хочу своими глазами увидеть Ниагарский водопад и пингвинов в Антарктиде!
- А я бы, - говорил дед, - поехал бы в большой город на телевидение, учиться на телеведущего, чтобы каждую неделю людям из телевизора про жизнь что-то интересное и смешное рассказывать. Меня ж завсегда люди послушать любят.
Но никто из многочисленных кур Ряб не смог снести золотое яичко. Одна Ряба несла на редкость крупные, другая умудрялась нести яйца с двумя желтками, а золотое - никто и никогда.
Шло время, молодые стали Дедом с Бабой, о мечтах молодости вспоминали все реже, пока однажды утром курочка Ряба не снесла-таки яичко из чистого золота. Увидели чудо такое Дед с Бабой. Яйцо! Золотое! Настоящее! Крупное!
- Дед, так может продадим - и в кругосветку?
- А я - в телевизор?
-Да ты на себя в зеркало давно смотрел? А в паспорт?
- Ага! А ты тоже хороша - тебя ж на пароход не посадят! Развалишься по дороге в Антарктиду! Забыла что ли - давление у тебя шалит, и вообще - возраст.
- Ой, дед, ну давай хоть в Турцию съездим! Или в Египет. Там пирамиды, тоже интересно.
- Старые мы по Турциям-Египтам разъезжать, огородом заниматься надо, правнуками. В поликлинике опять же очередь на бесплатные таблетки от гипертонии скоро подойдет… пропустим…
- Да…можем пропустить… И соседкам прям не знаю, как рассказать… Сбрендила на старости лет - скажут, осуждать будут… Но может съездим все-же хоть куда, потихоньку?
- Не надо нам это баловство. Я в город на телестудию не поеду, чтобы меня люди старым дурнем не обозвали. Старость - она ж не радость! Эх!… И вообще, надо это яйцо уничтожить, только всю душу взбаламутило!
И Дед принялся со всей дури бить по яйцу разными тяжелыми предметами. Бабка сначала пыталась его урезонить, а потом и сама в раж вошла, схватила кувалду потяжелее и давай лупить. Только не знали они, что мечты юности уничтожить нельзя, они навсегда поселяются не только в памяти, но и в сердце.
Когда уж совсем умаялись Дед с Бабой, тут откуда ни возьмись Мышка прибежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Потому что ничего на свете нет более хрупкого и уязвимого, чем наши заветные мечты.
И тут, как поняли, что произошло - заплакали Дед с Бабой - уже точно не будет ни пингвинов с водопадом, ни деда на телеэкране.
Но тут курочка Ряба вовремя подсуетилась:
- Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я вам снесу яичко, не золотое, а простое.
- Вот это дело! - утирая слезы, сказала Бабка, - скоро правнука приведут, я ему гоголь-моголь свеженький приготовлю.
- Вот и хорошо. А я пока пойду в домино с соседом поиграю.
А в это время Внучка, которая вела к Деду и Бабе правнука, думала о том, что если бы курочка Ряба когда-нибудь снесла бы золотое яйцо, она бы бросила опостылевшую офисную работу и поехала бы в Лондон учиться на дизайнера одежды у Стеллы Маккартни.
Элина Стукас
Предсмертная записка Кощея Бессмертного
Жанр: мемуары.
Если вы читаете это письмо - значит, меня уже нет.
Я поведаю вам свою историю о великой любви, безразмерной жадности, неумолимой жестокости и справедливом наказании.
Когда-то, давным-давно, я был молод и полон сил. Я был горяч и свеж. И казалось, что весь мир будет моим, стоит лишь этого захотеть. А я этого хотел.
Я был молодым бравым солдатом. Шёл как-то раз я по лесу и встретил старую ведьму. А она мне рассказала, что в гуще леса стоит старое сухое дерево, которое внутри пустое. А на самом его верху находится дупло. Когда спускаешься до самого низа, там начинается большой подземный ход, в нём горит больше сотни ламп. Есть там три двери. В первой комнате находится большой сундук, доверху набитый медными монетами, а на нём сидит собака. Каждый глаз которой величиной с чайную чашку. Во второй комнате - сундук с серебром, а на нём сидит собака с глазами как мельничные колёса. В третей комнате сидит собака на сундуке с золотом. Но глаза у неё - каждый с круглую башню. А чтобы усмирить собак, дала мне старая ведьма свой волшебный синий передник. Нужно было собаку посадить на этот передник, и тогда она повиновалась. Я мог взять золота столько, сколько мог унести. Взамен ведьма попросила лишь старое огниво, которое её бабка когда-то давно обронила в той пещере.
Я тогда был молод и не осторожен, а потому легко согласился на авантюру старой ведьмы. Обвязала она меня верёвкой, чтобы потом из пещеры вытянуть, и отправился я в тайник за золотом. Ни в чём меня ведьма не обманула. Набрал я полные карманы золота и огниво прихватил. Тогда ведьма меня из тайника за верёвку и вытащила. И вот стою я на земле перед ведьмой с карманами набитыми золотом и огниво в руке сжимаю. И как-то оно мне так приглянулось. Почувствовал я в нём какую-то таинственную силу, власть и красоту. А в голове мысли крутятся «Моя прелесть! Я тебя никому не отдам!!». Не смог расстаться я с огнивом - отрубил старой ведьме голову. Вытер с сабли кровь о листву куста и пошёл прочь, стараясь ни о чём не думать. И лишь огниво прижимал к груди, приговаривая «Моя Прелесть!».
Огниво таки оказалось не простым. Стоило лишь раз чиркнуть огнивом - предо мною появлялась собака из первой комнаты подземелья с глазами как чайные чашки. Два раза чиркнёшь огнивом - собака с глазами как мельничные колёса из второй комнаты тут же подле меня. Три раза чиркнёшь огнивом - и вот предо мной собака из третей комнаты с глазами как круглые башни. Собаки верны хозяину огнива и выполняют все его прихоти. Получив волшебное огниво получил я и деньги, и власть, и авторитет.
Но всего этого мне было мало. Как-то раз увидел я проезжавшую по дороге карету, в которой сидела Принцесса, и возжелал я её всем сердцем. И, не долго думая, той же ночью приказал своим псам найти Принцессу и спящей её привезти ко мне. Собаки исполнили приказ. Увидев Принцессу спящей, почувствовал я, что не смогу её больше никогда забыть. И стал я каждую ночь требовать от собак, чтобы те на спине привозили ко мне Принцессу.
Но Король с Королевой узнали о том, что псы похищают принцессу для меня. Схватили меня подчинённые Короля и Королевы, а на следующий день назначили казнь.
Вот наступил день казни, и, стоя на эшафоте, понял я, что во мне умерла последняя жалось к людям, ярость обуяла моё сердце. И решился я на отчаянное - при помощи огнива вызвал всех трёх собак и приказал им убить Короля и Королеву, присутствовавших на казни. Когда собаки разрывали на части тела Короля и Королевы, заливая всё вокруг горячей кровью, я смотрел в дощатый пол эшафота, поглаживая пальцами огниво и приговаривая «Моя прелесть!».
Затем я провозгласил себя королём и женился на Принцессе. И никто со мной не смел спорить, ведь у меня было волшебное огниво и три верные мне собаки.
Не простила Принцесса мне моей жестокости и возненавидела меня. И, пока я упивался безразмерным богатством и властью, подготовила план мести. Однажды, когда я в который раз требовал от неё исполнения супружеского долга, произнесла она страшное проклятье, что быть мне скелетом бессмертным до тех пор, пока в далёкой глухой деревушке у Деда с Бабкой курочка Ряба не снесёт золотое яйцо. В яйце будет смерть моя. И лишь когда Мышка-норушка вильнув хвостиком разобьёт яйцо стану я свободен от проклятья.
Тотчас же превратился я в скелет и в ужасе бежал из замка. Не зная, где скрыться, я вернулся в подземелье, в котором три комнаты и три сундука с несметными богатствами. Так я чах над золотом много веков, ожидая искупления своей вины.
Но и сама Принцесса поплатилась за страшное проклятье. Ненависть и злоба, переполнившие её, превратили Принцессу в Бабу-Ягу с костяной ногой. Вскоре ей тоже пришлось бежать из замка в лесную глушь, чтобы остаться жить среди зыбучих болот в избушке на курьих ножках.
День за днём, месяц за месяцем, год за годом, век за веком сидел я на сундуке с золотом, поглаживая огниво пальцами да приговаривая «Моя Прелесть!» и ожидая часа искупления.
И, раз вы сейчас читаете это письмо, то этот заветный час наступил.
А на последок я хочу написать вот что: я ненавижу «Мою Прелесть!», волшебное огниво, и, да, всё-таки я любил Принцессу, даже когда она стала Бабой-ягой.
Александр Михайловский
А как сказку о курочке Рябе написали бы Вы?