Мой дедушка, Войнаровский Иван Николаевич, в войну был комиссаром 903 полка 242 сд. на Кавказском фронте и оставил дневник. Я публикую его в незначительном сокращении с иллюстрациями и пояснениями.
В ходе отступления в 1942 г. по р.Дон, дедушкин полк был присоединен к 242 стрелковой дивизии и отправлен на перевал Донгуз-Орун, где жили сваны. Там солдаты провели несколько месяцев, занимаясь изучением гор и хозяйственными работами. Противник был неподалеку, но никак себя не проявлял. Наступала зима.
Друзья, я решила на всякий предупредить,что собственно боевые действия в дневнике не описываются. Хотя дедушка был позже ранен, контужен и отправлен в тыл, он не описал этого в дневнике. Возможно, потому что он не любил жаловаться на проблемы.
Предыдующие части:
Часть 1,
Часть 2. Часть 3.
Часть 4,
Часть 5.
Дедушка записал отдельными рассказами несколько длинных историй о жизни среди сванов. Сегодня будет история про поминки.
Историческая справка: Грузинские траурные ритуалы почти всегда проводятся на высоком уровне и почти всегда они «театрализованы». (...) Все, кто имеет какое-либо отношение к скорбящей семье, даже если усопшего и не знали лично, стараются выразить соболезнование. (...)
(с) из статьи. «Грузинские поминки вчера и сегодня». Л. Себискверадзе.
запись от 27.11.42 г На поминках у свана.
Ко мне зашел Комполака по хозяйственной части встревоженным и за советом. Рассказывает мне, что у хозяина, где размещается наш продсклад, сегодня поминки по умершему и он боится, когда напьются, могут часового снять и разбить склад, а там кроме продуктов еще 40-ведровая бочка водки. Я знал и Комполка, что эти поминки всегда кончаются каким-нибудь неприятным сюрпризом и что на них собирается по 300-400 человек,а в таком количестве людей всегда что-то происходит, когда они пьяны. Давай посоветуемся, говорю я с председателем с/совета. Только ты молчи, буду говорить я.
Мужчина из семьи Джапаридзе в Местиа. источник:
https://photochronograph.ru/2014/10/16/svanetiya-v-1929-godu/ Вызвал я председателя с/совета и говорю ему: «Слыхал я, что у тебя сегодня поминки и наверняка ты там будешь, а мне бы тоже хотелось посмотреть на этот ваш обычай». Он мне ответил, что на поминки никого не приглашают, но каждый кто знает, где поминки независимо кто он должен прийти, так что вы просто приходите,а я хозяину шепну, что вы и тов.Васильев будете. Там, говорит он, будут и представители райкома. Ну хорошо говорю, тогда мы подъедем часам к 12-ти. Ни слова я не говорил о складе. Я знал, что наше присутствие - это лучшая гарантия целости склада. И вот к 12-ти часам мы прибыли на поминки, захватив с собой две бутылки русской водки.
Дом с традиционной башней в Мазаире. источник:
https://photochronograph.ru/2014/10/16/svanetiya-v-1929-godu/ Что же я увидел. Для нас прставителей райкома, предсельсовета и еще каких-то сванов говорящих на русском языке были подготовлены араки (водка) и закуски на столе в беседке. Стол был длинным, ничем не покрытым и с двух сторон соответствующие длине стола две лавки. Остальная публика чел. 300-350 рассаживалась на поляне на поленьях обозначавших круг. Хозяин нас встретил и сразу сажал за стол. Но я извинился и попросил отстрочить наше угощение, так как хочу посмотреть, как это у вас делается, как вы угощаете столько людей? Что им было делать. Они согласились.
Мусахан Дадешкелиани с членами сельсовета в Сванетии. источник фото:
https://photochronograph.ru/2014/10/16/svanetiya-v-1929-godu/ Я и Комполка подошли к поляне и вот что увидели. Обозначенный круг поленьями не замыкался, а оставались ворота в метров 10. От ворот вправо рассаживались мужчины, а влево женщины. Все они сидели молча. И перед каждым уже были положены по 4-5 штук коржей или чуреков, как там называют, причем на землю. Потом начали в корытах разносить лочи (фасоль сваренная на жиру) беря с корыта рукой и ложили на коржи. Вслед за ними женщины в корытах разносили сваренное мясо, нанизанное на ветку и втыкали в землю около коржей. Вслед за этим шли мужчины, несли в огромных чайниках самогонку (араки из бузинных ягод), наливали в деревянную миску и давали каждому выпить. Миска вместимостью литра два. Она передавалась по очереди по кругу и соответственно пополнялась из чайников.
Если до выпивки было очень тихо, несмотря на то, что людей было более 300, то после выпивки шум шел вслед за этой миской. На поминки идет и взрослая молодежь и они форменным образом разоряют бедняков.
Крестьяне сваны в Мазаире. отсюда:
https://photochronograph.ru/2014/10/16/svanetiya-v-1929-godu/ Мы возвратились к нашему столу и в награду за терпение нашим компаньонам поставили 2 бутылки русской, чем они были очень довольны. Закуска у нас была та же плюс виноград. Мы просидели часа два,когда основная масса начала расходиться.
Продолжение следует...
Ритуальный обряд на похоронах женщины-сванетки. 1929 г. источник:
https://photochronograph.ru/2014/10/16/svanetiya-v-1929-godu/