Дело было в Самаре в августе 2011 года, тогда главой департамента транспорта был В.Е.Титов, а насущной головной болью была покупка новых автобусов для города. Я, как водится, в этом деле мешался под ногами и всех консультировал. В числе прочих у меня появилась такая идея - пора бы унифицировать внешний вид городского пассажирского транспорта. Ну то есть ввести в обиход стандартную самарскую ливрею. О том, зачем транспорту ливрея
недавно написал Илья Варламов (я ему в этом ассистировал, так что там и мое мнение отражено). Так вот я ливрею для самарского транспорта хотел уже в 2011 году, и подумал, что покупка 50 автобусов - отличная возможность для начала этого дела.
Моя логика была простой - конечно денег чтобы все перекрашивать у города нет и не будет. Но ничто не мешает ему начать покупать все в одной стилистике. Кроме того транспорт иногда проходит капремонты, и после них его все равно красят - так что постепенно и старые вагоны/автобусы/троллейбусы приобрели бы новый вид, без затрат денег. Тогда я взял и изучил раскраску всех наших автобусов, троллейбусов и трамваев, с целью найти вариант, который можно было бы назвать близким к "среднему" состоянию. Вышло, что новые автобусы должны быть синими, с белой полосой. Я это все изобразил в виде эскизов и показал Владимиру Евгеньевичу. Он не возражал - он вообще в тот момент собирался в Минск на предмет осмотра перспективных трамваев, так что автобусы не были главной темой в эти дни.
Вернулся из Минска он с двумя новостями - во-первых, он практически договорился взять "погонять" минский БКМ 843 в Самару :) Вот этот вот вагончик:
Но было и "во-вторых"...
Во-вторых, так как вагончик прелесть и смотрится просто великолепно, у него появилась мысль покрасить в такой цвет и новые автобусы, чтобы они все вместе смотрелись красиво и гармонично. Я этой новостью был несколько удивлен... потому что чего-чего, а вишневого подвижного состава у нас еще не было, и проект выбрать именно такую ливрею был, на мой взгляд, очень амбициозным. Но Владимир Евгеньевич был уверен, что вишневый цвет нам к лицу. С этой мыслью он и вышел к мэру города Дмитрию Азарову, который в Минске не был и БКМчика не видел :) Видел он то, что у нас синие автобусы в большинстве своем... и потому задал на планерке вообщем-то невинный вопрос: "А почему вишневый?.." И тут Титов почему-то вместо того, чтобы рассказать "почему", начал рассказывать очень путано о самой идеи ливреи... чем еще сильнее удивил мэра. На тот момент на завод уже были отданы вот такие эскизы, и он вовсю готовил вишневые автобусы...
Причем во время очередного согласования цветов было сказано красить просто в вишневый, обычной краской - потому что МП "Пассажиравтотранс" счел, что потом при авариях перекрашивать будет слишком дорого, если краска будет "металлик". Технология окраски у них сложная - машину красят ни как во многих местах, после завершения всех работ, а на этапе создания кузова. Поэтому на заводе мягко говоря обалдели, так как они за это время уже успели покрасить наши автобусы в вишневый цвет... дело было в октябре. В общем дальше была еще одна скучная история, которую я рассказывать не буду, просто скажу что в ноябре в в Челябинск поступили вот такие автобусы (которые отлично влились в местный канон окраски - Челябинск единственный город, имеющий свою ливрею):
К этому момент в Департаменте транспорта сменилась власть - пришел новый руководитель Дмитрий Николаевич Полулях. Он до этого момента руководил автобусным хозяйством, так что очень неплохо представлял какие автобусы нужны городу, а какие не нужны... Была поставлена задача найти самый экономный вариант, как по лизингу, так и по отпускной цене самих автобусов. Кроме того, были изменены приоритеты - хозяйству были нужны не только автобусы большой вместимости, но и автобусы средней вместимости на малодеятельные социальные маршруты, которых есть достаточно много. И в итоге город купил 30 ЛиАЗов в заводской "мосгортрансовской" окраске (в этой комплектации они были дешевле, и тратиться на перекраску естественно никто не стал), и на остальные деньги взял 25 МАЗов средней вместимости. Я использовал этот момент, чтобы показать свою идею о ливрее мэру. Он изучил эскизы и одобрил покупку синих автобусов. Так что минский завод сделал МАЗы для Самары синими :)
Кстати, БКМ 843 в город на испытания той зимой так и не пришел, зато взяли на испытания другой БКМ и вагон УКВЗ. В итоге об испытаниях 843 модели заново договаривался уже Д.Н.Полулях, причем успешно - вагон должен был придти в марте этого года...
К чему я это вспомнил? А вспомнил я это по случаю Тулы. Дело в том, что тула некоторое время назад купила на заводе БКМ себе новые низкопольные троллейбусы 4-го поколения. Причем купила ни как-нибудь, а целых 10 штук. Эти троллейбусы во многом используют конструктивные идеи трамвая БКМ 843, и на заводе их принято окрашивать в одинаковой манере - в вишневый цвет. Поэтому в Тулу попали новые вишневые троллейбусы...
Так вот в этом году Тула решила купить себе не только новые троллейбусы, но и новые автобусы. На сей раз троллейбусы решили покупать более дешевые на заводе Тролза. Но хорошая красивая ливрея тульским транспортникам понравилась, поэтому они решили купить и новые троллейбусы, и новые автобусы в такой же окраске, как уже купленные БКМы. Так что новая Тролза-Оптима, поступившая в тульское депо выглядит вот так:
Таким образом Туле удалось реализовать идею бывшего руководителя Дептранса Самары Владимира Евгеньевича Титова о вишневом транспорте. Причем, замечу, там на краску не скупились - и все окрашивают в качественную красивую и дорогую краску "металлик".
Вас наверное интересует, а как же поживает теперь Самара? Самара живет уже с третьим по счету руководителем Дептранса - Дмитрием Владиславовичем Войничем, но единой ливреи так и не имеет (хотя мэру Дмитрию Азарову я эту идею показывал, показывал эскизы и ему все понравилось). Сейчас на повестке дня стоит тема в третий раз попробовать договориться с заводом БКМ о поставке вагона 843 для испытаний... В этом году город купил 16 троллейбусов и 8 трамваев на этом заводе, но они идут не в единой ливрее, а в той окраске, которую дал завод, ни о какой единой ливрее нет и речи.
Таким образом история невероятно связала Самару, Челябинск, Минск и Тулу. Если бы я в ней не участвовал самым непосредственным образом, то никогда бы не поверил что такой бред вообще возможен. Однако ж. Я сам уже честно сказать немного боюсь в очередной раз предлагать в Самаре сделать единую ливрею... меня каждый раз, как я об этом вообще начинаю думать, начинает мучать дикое дежавю... Вся надежда теперь на Д.В.Войнича и Д.И.Азарова...