Из жизни городов: учимся на ошибках Шанхая

Mar 28, 2013 00:01

Шанхай - один их крупнейших и известнейших городов Китая, с населением 23.8 миллиона человек. Одно из известных знаковых мест города - набережная Бунд (у нас ее зовут обычно Вайтань). Напротив этой набережной через реку расположен деловой квартал Шанхая, так что сама набережная - место весьма важное и оживленное: центр жизни и города. Предлагаю посмотреть, как менялась эта набережная по времени, ну, чтобы понять, что нужно и чего не нужно делать в Москве, чтобы не повторять чужие ошибки.

В 1930 году эта местность выглядела вот так:



Уже в 30-х годах эта набережная была центром деловой активности города. По ней ходят трамваи, ходят толпы людей и движется огромное множество (для того времени) машин. Со временем город стал финансовым центром Азии, и число машин только возрастало. В целях увеличения пропускной способности набережной трамвай был снят (в пользу троллейбуса и автобуса), а автомобильная дорога расширена. При этом на набережной в ходе реконструкции появилась зелень, велосипедная и пешеходная инфраструктура. За счет сноса причалов была развита пешеходная зона с видом на деловой квартал за рекой. Вот фото 1983 года:



Однако в 90-х троллейбус был признан слишком тихоходным, светофоры - тормозящими автомобильные потоки, а зебры - не безопасными для пешеходов. Троллейбус сняли, увеличили выпуск на автобусные маршруты, а пешеходные потоки отправили в подземные переходы. К 2008 году на набережную выходил хайвей, с эстакадами и прочими сопутствующими делами, саму набережную сделать совсем бессветофорной не удалось: развязки не везде помещались в габарит, а сносить исторические здания власти не решились. Большая часть деревьев пошла под топор, но в пешеходной зоне высадили некоторое количество новых... Перейти на набережную стало можно только по подземным и надземным переходам.





В 2009 году власти приступили к реконструкции набережной, включающей снос к чертям собачим хайвея и ликвидацией большей части автомобильных полос и всех подземных и надземных пешеходных переходов. Вот, как представлен проект реконструкции на плакатах, размещенных в зоне сноса автомобильной дороги. Пешеходная зона расширяется и окультуривается, хайвей заменяется на четырехполосную местную улицу, с частым расположением плоскостных пешеходных переходов.





Куда же делся автомобильный трафик?! Он ушел на другие направления, в частности в тоннель, проложенный под рекой в деловой район города. То есть трафик был выведен из зоны, в которой живут и отдыхают люди, так, чтобы автомобили не разрушали существующую городскую среду. Еще раз подчеркну - никто не уничтожал автомобили, планировщики просто вывели потоки по тем направлениям, где они не мешают жить людям. В общем и в целом к 2012 году набережную максимально приблизили к тому виду, который был у нее до строительства хайвея и расширения дороги.







В настоящий момент в Москве на Ленинском проспекте еще не начали рубить деревья и строить новые подземные переходы. Если начнут - то в будущем деревья, безусловно, придется возвращать на место, а подземные переходы сносить и зарывать обратно. В Москве хотят совершить ровно ту же градостроительную ошибку, которую совершил в свое время Шанхай.

Хватит ли ума у Собянина поучиться на чужих ошибках, или он у нас все таки дурачок?..

жизнь

Up