Аннотация: Некоторое время назад мы разобрались, что маломобильные граждане - это отнюдь и вовсе не только инвалиды-колясочники. Это порядка 30-40% населения города.
Узнали мы это натурными наблюдениями на улицах Нью-Йорка. С фотоаппаратом в руках, зафиксировали все факты, и доказали, что город, приспособленный для колесных средств передвижения на пешеходных территориях, крайне выгоден для всех его жителей.
А что же может предложить таким людям транспорт? Метрополитен и наземный транспорт? Давайте отправимся вслед за моей сестрой в глубины нью-йоркского метрополитена, и в дали маршрутов нью-йоркских автобусов. Из этого путешествия мы узнаем, какие условия для маломобильных граждан предоставляет транспортная система Нью-Йорка. Понятно, что тут уже нет речи о строителях и мусорных контейнерах. Но вот о пожилых, людях с сумками, людях с детьми, колясками, беременных - о них речь по прежнему идет.
Первое правило: транспортники должны запомнить, что НИКТО не должен доказывать им тот факт, что он относится к категории маломобильных граждан. Они ОБЯЗАНЫ предоставить условия для любого, кто захотел воспользоваться созданными условиями - лифтами, кнопками, посадочными местами, площадками, пандусами, апрелями. Только фашистский режим может требовать от человека вызвавшего лифт, для подъема на станцию монорельса, доказать что он инвалид-колясочник, и отказать ему в перевозке на основании того, что этот человек - беременная женщина. При тошноте и головокружении ОПАСНО стоять на эскалатора, господин Ликсутов. При анемии ОПАСНО стоять на эскалаторе, господин Ликсутов. Хотите убедиться - пройдите курс химиотерапии по протоколу IVAC. И сделайте аналогичную терапию своим сотрудникам, которые ТРЕБУЮТ инвалидную коляску, чтобы проехать на монорельсе.
Вся АКТУАЛЬНАЯ информация о работе лифтов и прочего оборудования, размещается на сайте транспортной компании. Первыми лифтом могут воспользоваться люди с инвалидностью и пожилые, остальные садятся в порядке очереди.
Не все устройства работают все время. Так что на сайте информация обновляется оперативно. Если что-то не работает, автоматика сообщает об этом. Об этом можно узнать на сайте, можно в мобильном приложении. Все это учитывается при автоматическом планировании поездки.
Все выходы должны быть подписаны. Информация о том, где находятся выходы пригодные для инвалидов, должны быть размещены на всех табличках о выходах. Любой выход должен быть снабжен информацией о том, где искать выход пригодный для маломобильных граждан.
Каждый выход! На каждом выходе указатель куда ехать по платформе маломобильному человеку.
На платформе устанавливается посадочная зона. Это связано с тем, кто высота платформы не везде соответствует высоте перрона. Вагоны поезда имеющие места для колясок тоже прицеплены не по всему составу. Кроме того, посадку маломобильного человека должен контролировать машинист.
Не верным путем идете, товарищи. Развернитесь, если хотите выйти. Важно не допускать "перепробега" маломобильного человека.
В посадочной зоне высота пола повышена, чтобы уровень пола вагона был вровень с платформой.
Не всегда встроить лифт в существующую станцию оказывается просто. Но практически всегда - возможно. Нью-Йоркское метро ОЧЕНЬ старое. И тут не было лифтов. Теперь - есть. Их не было в Праге, которая построена по советским типовым проектам - теперь есть. Их не было в Будапеште, и там они теперь есть. В Москве лифты могут быть врезаны в любую станцию мелкого заложения малой кровью.
Карта станций Московского метрополитена по глубине заложения. Все желтые станции могут быть оборудованы лифтами ОЧЕНЬ быстро и дешево. Единственная причина по которой они не оборудованы до сих пор - нежелание руководства Московского метрополитена заботиться о 30% жителей Москвы.
Теперь о более сложных материях - станциях глубокого заложения, в том числе на центральных пересадочных узлах. Тут основной акцент на новое строительство - либо вестибюлей (Бауманская, Парк Культуры), где в новый наклонный ход вместо одной из лент эскалатора можно встроить лифт по образцу Стокгольмского метро. Либо полноценных станций и пересадочных узлов, где в рамках нового строительства могут быть построены в том числе традиционные - шахтные лифты. Как мы помним, сейчас в Москве реализуется строительство второго пересадочного контура, так что этот вопрос особенно актуален. Часть станций центра останется при этом по прежнему недоступной.
Но в центре у нас будет работать наземный общественный транспорт.
Так что пройдем через автоматические двери станции метро...
Если надо зайдем в туалет на станции метро, приспособленный для инвалидов.
Ждем автобус на остановке. На ней запрещена парковка, так как иначе автобус не сможет подъехать к бордюру и выставить аппарель. Любой автомобиль, паркующийся на остановке немедленно эвакуируется. Любой водитель автобуса обнаруживший такое нарушение немедленно вызывает через диспетчерскую эвакуатор. Штраф не как за гидрант, но тоже не плохой. Водитель ОБЯЗАН подъехать к бордюру, не зависимо - есть ли на остановке инвалид. Так как иначе нет никакого смысла в низкопольном автобусе.
Но если инвалид есть... то у водителя в должностной инструкции есть еще целый ряд правил, о том, что он ОБЯЗАН сделать. Водитель подъезжает максимально близко к бордюру, и включает вневматическую систему опускающую угол автобуса с апарелью. Автоматика открывает аппарель. Если нет автоматики, то водитель открывает ее вручную.
Водитель делает то же самое для ЛЮБОГО маломобильного человека. Старушки с ходунком, женщины с коляской... ЛЮБОГО кому нужна аппарель. Внутри водитель САМ закрепляет коляску специальными ремнями на выделенном месте.
Автобус имеет два выделенных места, которые в отсутствии колясок могут использоваться для сидения. Для этого дела там есть откидные сидения. ВОДИТЕЛЬ разгонит пассажиров и подготовит место, если будет надо. Он тут всем управляет, и все контролирует.
И только когда коляска закреплена, и человек сидит около кнопки вызова водителя, автобус начинает движение. Сопровождающий инвалида человек имеет право бесплатного проезда на транспорте.
Так что и автобус, и метро - доступны для маломобильных граждан. С ними бесплатно может ехать сопровождающий, но он не требуется. Вся система сделана так, чтобы человек мог перемещаться один - только с помощью сотрудников транспортной компании. Он не обязан доказывать, что ему нужна помощь - достаточно сказать, что она ему нужна. Всю помощь ему окажут незамедлительно, без споров, в объеме записанном в должностной инструкции. В случае любого нарушения водители или машинисты несут материальную ответственность.
А теперь еще раз: маломобильный - не значит колясочник, господин Ликсутов.
Маломобильный - это ЛЮБОЙ кто счел себя таковым. Любой, кто считает что ему опасно или не комфортно идти по лестнице, или стоять на эскалаторе. Любой у кого есть коляска, сумка, или иное колесное средство - даже велосипед. Нет ни одной причины которая бы могла позволить кому либо устанавливать ограничения на допуск таких людей в лифты. Ни одной.
Нет ни одной технической причины, которая могла бы помешать оборудовать лифтами существующие станции московского метрополитена. Ни одной.
Нет ни одной технической причины сделать сервис он-лайн информирования о состоянии объектов инфраструктуры для маломобильных граждан, в случае ели они выходят из строят слишком часто.
Поэтому Департамент транспорта Москвы обязан провести работы и обеспечить доступность транспортной инфраструктуры для 30% маломобильных жителей города. Этого требует в том числе федеральный закон.
Все причины нынешнего позорного состояния дел с инфраструктурой для маломобильных граждан на транспорте Москвы исключительно в организационной плоскости. Нет не решаемых технических вопросов, нет грандиозных финансовых проблем - только должностные инструкции, небольшие программы по достройке лифтов по образцу Праги, работы по эвакуации автомобилей с остановок и т.д. Только повседневная нормальная работа.
Прошу распространять информацию, дабы повысить вероятность реализации всего, что я тут написал.