Еще про мистику и отношение к ней

Jun 02, 2017 01:21

Что, мне кажется, важно - это внезапное и довольно масштабное изменение отношения к мистике как явлению за последнее время. И это изменение, кажется, сейчас находится в мощном противоречии с трендом, который господствовал, наверное, лет дохренаста до этого. Это явление известное, его кто только уже не обсуждал, но любопытно попробовать взглянуть на него с точки зрения не науки и не организованной или пытающейся организоваться религии, а с точки зрения вольной мистики как таковой.

Собственно, предыдущий тренд: мистика - это стыдно. Надо изжить мистику в быту, изжить мистику в мировоззрении, изжить мистику в нравственности, изжить мистику в религии! По капле выдавливать из себя суеверного дикаря. XIX, самое рациональное время в истории ч-вечества, почти этого добился, европейцы преодолели мистику почти во всем, сели, огляделись гордым взглядом, и им немедленно стало очень СКУЧНО.

И тогда они пошли и упоролись обратно.

Но! Средневековый мистик был щастлив и свободен! Он прекрасно понимал, что он гребаный глючник, но тогда КРУТО было быть гребаным глючником. Тогда считалось как-то нехорошо, если у тебя в хозяйстве нет хотя бы одного гребаного глючника. И если б ему сказали, что он нерационален, он бы ответил: ясен перец, я нерационален, я францисканец, это доминиканцы у нас рациональные (- Фома, подтверди? - Угу), а я здесь не за этим, я здесь затем, чтоб НАСТАЛО ВРЕМЯ ОХРЕНИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ и ОГНЕННЫЙ СЕРАФИМ ВО ВСЕ НЕБО и ОН ЛЮБИТ ВАС ПРЯМО ЩАС ПРЯМО КРЫЛЬЯМИ!! и я полезен обществу, потому что общество, лишенное огненных серафимов, лишено творческого начала.

А в начале XX так было уже не очень модно. И не очень можно. И мы видим отличную ситуацию, когда что большая, что малая религиозная традиции начинают особым образом рядиться под науку или, по крайней мере, под философию. Концепция Тейяра де Шардена - мистическая; а притворяется оригинальной разновидностью эволюционной теории. Концепция Рерихов - внафиг мистическая, а притворяется некой "космической философией".

И это, товарищи, нежизнеспособный кентавр, потому что обе половины у него задние.

theoanalysis, philosofia

Previous post Next post
Up